Педагогика и образование » Формирование орфографических умений и навыков школьников 5-9 классов » Работа над орфографическими ошибками учащихся

Работа над орфографическими ошибками учащихся

Страница 1

Работа над орфографическими ошибками, допускаемыми учащимися, - важный этап в формировании у них орфографических умений и навыков. Она должна проводиться учителем регулярно в определенной системе.

Появление в письменной речи учащихся орфографических ошибок - закономерное явление процесса обучения. Они возникают в силу объективных и субъективных причин.

Объективными причинами являются:

незнание орфографической нормы к моменту письменной работы;

оперирование лексикой, которой учащиеся пользуются главным образом в устной речи;

психофизическая усталость детей к концу письменной работы;

наличие в словах с той или иной орфограммой трудных случаев в применении орфографических правил.

Незнакомые учащимся орфографические нормы делятся на не изученные к моменту письменной работы и на не изучаемые в школе. Нормы, не изученные к моменту письма, относятся либо к программе данного класса (например, в 5 классе появление ошибок, допускаемых детьми при изучении имени существительного на правописание орфограмм, которые будут изучаться только в связи с именами прилагательными, глаголами), либо к программам последующих классов (например, в 5 - на правописание орфограмм, которые будут изучаться только в 6 классе). Ошибки на не изучаемые в школе орфограммы могут появиться в любом классе, в том числе и в 10 – 11. Из данного факта вытекают следующие методические правила: перед письменной работой необходимо предупреждать возможные орфографические трудности, не включать их в число ошибок при оценке орфографической грамотности.

Поскольку орфография связана со всеми разделами языка (в том числе с лексикой), большое значение имеет понимание детьми семантики слов, их структурно-семантической близости, так как формирование орфографических умений требует оперирования большим количеством слов. Но это условие не реализуется в достаточной мере, поскольку изучение орфографии заканчивается в 13 лет (7 класс), а основной поток новой лексики обрушивается на детей в последующие годы обучения. Из данного факта вытекает следующее методическое правило: в процессе изучения орфографии в 5 – 7 классах в работу следует вводить как можно больше новой лексики, а в 8 – 9 классах - изучать синтаксис и пунктуацию на все новой и новой лексике.

Как показывают специальные наблюдения, орфографические ошибки чаще всего появляются в конце письменной работы. Учитывая этот факт, необходимо перед окончанием работы делать небольшой перерыв, который должен снять психофизическую усталость.

Методическим правилом должно стать внимание к словам, имеющим трудные случаи применения орфографических правил. Его систематическая реализация предупредит появление орфографических ошибок у учащихся.

Подготовка учителя к работе над орфографическими ошибками складывается из ряда элементов: проверки тетрадей, составления учетных листов орфографических ошибок, составления плана урока, на котором (или на его отдельной части) намечается работа над ошибками. Содержание первых двух элементов подготовки описано выше. Остановимся на составлении плана урока (или его части) работы над ошибками.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Содержание и методика работы
Главной направленностью социально-педагогической работы с детьми является содействие саморазвитию личности. Усилия направляются на создание условий для активизации, развития и реализации творческого потенциала, способностей, задатков ребенка. Социальный педагог включает детей и взрослых в процесс с ...

Уроки, направленные на установление межпредметных связей
В современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями ши ...

Восприятие пространства детьми раннего возраста
Изучению особенностей развития восприятия пространства у детей раннего возраста посвящены многие исследования. Они показывают, что восприятие пространства возникает уже тогда, когда ребенок в возрасте четырех-пяти недель начинает фиксировать глазами предмет на расстоянии 1—1,5 м. Перемещение взора ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0083