Педагогика и образование » Развитие речевых умений младшего школьника » Совершенствование речевых умений младших школьников при работе над разными жанрами сочинений во 2-4 классах

Совершенствование речевых умений младших школьников при работе над разными жанрами сочинений во 2-4 классах

Страница 12

3. Количество учащихся, допустивших ошибки в содержании:

а) не раскрыт ни один пункт плана - 0 уч-ся;

б) не все пункты плана раскрыты - 3 уч-ся.

4. Количество учащихся, допустивших ошибки в построении предложений:

а) нарушен порядок слов в предложении -2 уч-ся;

б) часто повторяются одни и те же слова в двух рядом стоящих предложениях - 3 уч-ся;

в) неуместное употребление слов - 3 уч-ся;

г) ошибки в связи слов в предложениях - 2 уч-ся.

Проведенный анализ показывает, что ученики моего класса к концу 4 класса научились излагать свои мысли по плану с минимальным количеством речевых недочетов и ошибок содержательного характера.

Тексты сочинений содержат большое количество прилагательных, помогающих сделать описание более точным. В работах ребята использовали и эпические приемы, которые сделали язык образным и ярким. Это позволяет сделать вывод, что работа над сочинением в процессе обучения русскому языку оказало положительное влияние на развитие у младших школьников внимательного отношения к слову, на становление точности и выразительности речи. Это подтверждается результатами творческих работ в 5 классе. (Сейчас мои ученики учатся в 5 классе.) Учитель русского языка в III триместре предложила детям написать сочинение-описание на тему «В окно повеяло весною».

Цель: формирование умения раскрывать тему сочинения, развивать наблюдательность, учить видеть прекрасное вокруг себя, прививать любовь к этому прекрасному.

Анализ сочинений показал, что составленные детьми тексты соответствуют заданной теме; предложения логически связаны между собой, соответствуют заданному типу речи, содержат большое количество разнообразных прилагательных, помогающих сделать описание более точным и выразительным.

Сочинения писали 30 учащихся. Правильно раскрыли тему и не допустили в работе орфографических ошибок 5 учащихся.

Были допущены ошибки в построении предложений:

а) нарушен порядок слов в предложении - 2 уч-ся;

б) часто повторяются одни и те же слова в двух рядом стоящих предложений - 4 уч-ся;

в) неуместное употребление слов - 2 уч-ся;

г) ошибки в связи слов в предложениях - 3 уч-ся.

То есть ребята с минимальным количеством ошибок, как и в 4 классе, справились с творческой работой. Учитель русского языка отметила, что учащимся интересна работа с элементами описания, а проведение ее систематически и целенаправленно приучила детей к культуре чтения. Ученики не проходят мимо описания какого-то предмета в художественном произведении, они обязательно читают и дивятся красоте описываемого писателем предмета. (Например, «Мещерская сторона» К. Паустовского.) А многие предложения записывают в дневники «Для подготовки к написанию сочинений», чтобы потом использовать в своих творческих работах.

Считаю, что только система работы по развитию речи позволила за 4 года обучения в начальной школе сформировать у детей основные способности для творческой деятельности и охватить все виды сочинений.

Итак, центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.

Наиболее актуальна работа по развитию речи в начальной школе. В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, т.е. правильно склоняют и спрягают слова, строят предложения. Начиная постигать основы наук, учащиеся усваивают много специальных слов, овладевают учебно-научным стилем речи. А ведь нам нужно «приобщать ученика к многогранной кипучей общественности, дать ему возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими». И чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо формировать навыки устной и письменной речи младших школьников через сочинительную деятельность.

Для достижения цели использовала систему работы по подготовке к написанию сочинений.

С 1 класса работала над формированием умения строить в устной форме связные высказывания. Это работа над словом, словосочетанием, предложением, составление связных высказываний.

Основное направление работы во втором классе - это работа над связностью текста.

3 класс - составление текстов - повествования с элементами описания по заданному или коллективно составленному плану.

4 класс - составление текстов - повествования с элементами описания и рассуждения.

Вся работа строилась по принципу постепенного наращивания трудности, с учетом программных требований по развитию речи в последующих классах.

Такая система работы позволила ученикам овладеть различными способами изложения мысли, воспитала сознательное отношение к языку и интерес к слову, подготовила к более сложной творческой работе - характеристике героя.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Еще по теме:

Акустические основы голосообразования
Голос — это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. ...

Развитие мотива достижения
Опытный учитель знает: главный возрастной мотив школьников – мотив достижения. Что общего между альпинистом, штурмующим горные вершины, реб ...

Проверка и оценка результатов обучения
Проверка и оценка результатов обучения - это обязательный компонент процесса обучения. Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика поним ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru