Педагогика и образование » Развитие речевых умений младшего школьника

Развитие речевых умений младшего школьника

Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Работа над развитием речевых умений является одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших школьников. Это практическое обучение русскому языку, обучение регулярное и систематическое обучение на образцах и посредством специальных упражнений, путём предупреждения и исправления ошибок; обучение литературным формам речи.

Одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника школы, который умел бы общаться слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую, и конечно свою речь.

Немаловажное значение придавали проблеме формирования речевых умениймыслители-гуманисты, просветители, педагоги XVIII-XIX вв. (Ж.Ж.Руссо, М.В.Ломоносов, В.Г.Белинский, Я.А.Каменский, К.Д.Ушинский). В их работах рассматривались вопросы роли речи в развитии ребёнка, в воспитании у них правильной речи.

Вопрос о развитии речи младших классов в современной методической литературе разрешается в разных аспектах о знании языка, словарном запасе и культуре речи. В статьях В.Кустаревой, В.Кирюшина, А. Матвеевой даются методические указания по работе над обогащением словаря учащихся.

Н.Ф.Титова ставит и решает вопросы по воспитанию мышления детей. Для обучения языка нужна осмысленная работа над выражением собственной мысли. Язык так же нуждается в мыслях, как мысли в языке.

Е.М. Катонова (кандидат филологических наук, г. Минска) в своих статьях «Развитие речи: старые и новые взгляды на проблему» указывает, что по отдельности невозможно формировать и развивать языковые, речевые и мыслительные способности человека. В противном случае высокие результаты в развитии речи учащихся достигнуты не будут. Не зная правил и не испытывая в них никакой нужды, двухлетний ребёнок безошибочно склоняет, спрягает, связывает слова в словосочетания и даже иногда образует совершенно новые слова, придерживаясь законов словообразования (по-видимому, в этом важная роль принадлежит аналогиям). К шестилетнему возрасту, дети уже в основном владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса - в пределах разговорного стиля, разумеется.

Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Этим объясняется актуальность темы, определяется выбор проблемы, объекта и предмета исследования.

Объект исследования: развитие речевых умений младших школьников

Предмет: процесс формирования и развития навыков устной и письменной речи, через обучение сочинению в начальных классах.

Цель: выявление влияния оптимального варианта работы над сочинением в развитии устной и письменной речи;

обосновать систему работы по развитию речевых умений младших школьников в процессе обучения сочинению.

В соответствии с поставленной целью решать следующие задачи :

Охарактеризовать сочинение как вид творческой работы.

Раскрыть сущность понятия « речевые умения».

Сделать анализ метод опыта обучения сочинению в 1-4 кл начальной школы.

Выявить специфику работы над сочинениями различных жанров в начальных классах.

Методы исследования:

Теоретический анализ научной и методической литературы.

Изучение опыта учителей начальных классов.

Наблюдение за работой учащихся на уроках русского языка.

Беседа с учащимися.

Этапы исследования:

Изучение литературы по написанию сочинений разных видов (методической и научной)

Разработка уроков по написанию сочинений.

Обобщение материала.

Еще по теме:

Формы и методы социально-педагогической работы в КЦСОН «Радуга»
На 25.12.2005г. на учете в отделении социальной помощи семье и детям КЦСОН «Радуга» состоит 22 неблагополучные семьи, в них 36 детей. 436 семей относятся к семьям «группы риска», в них 682 ребенка. За последний год значительно увеличилось число неполных семей, что приводит к таким последствиям, что ...

Методика проведения процесса эстетического воспитания учащихся на занятиях технологии кулинарии и результаты экспериментальной работы
Эксперимент проводился на базе Бараниковской средней образовательной школы № 43. В экспериментальной работе участвовали: доктор педагогических наук, профессор Заречная Лариса Петровна, доктор педагогических наук, профессор Щеколдин Аркадий Гаврилович, старший преподаватель-методист Лукьяненко Алекс ...

Университеты – уникальный социальный институт
Исторический феномен развития университетов берет свое начало с XI века, когда университеты являлись средневековыми корпорациями, включавшими как магистров, так и учащихся (отсюда и их название – Universitas magistrorum et scolarium, корпорации учителей и учеников, или просто университеты, т.к. сту ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0195