Педагогика и образование » Особенности проявления познавательного интереса у младших школьников » Психологические особенности младших школьников в процессе обучения

Психологические особенности младших школьников в процессе обучения

Страница 1

В данном параграфе будут выявлены и раскрыты психологические особенности младших школьников в процессе обучения.

Как известно поступление ребенка в школу вносит важнейшие изменения в его жизни. Уклад его жизни резко меняется. Меняется так же и социальное положение ребенка как в коллективе, так и в его семье. Основной ведущей деятельностью становится учение, а важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать новые знания. Как известно учение - это серьезный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребенка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить и учиться, развиваться 11 лет.

Основной деятельностью становится учебная деятельность, т.е. приобретение новых знаний, умений, навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе, обществе. Вследствие этого у младших школьников не сразу формируется правильное отношение к учебной деятельности. Они не сразу понимают, для чего нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребенок к этому не привыкает, то у него наступает разочарование и возникает отрицательное отношение к учёбе. Для того чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник и не игра, а серьёзная напряжённая работа, в то же время очень интересная, т.к. она позволит узнать много новой, интересной, важной и нужной информации. Важно, чтобы и сама организация учебной деятельности подкреплялась словами учителя .

На первых этапах учебы в начальной школе ребенок хорошо учится благодаря помощи своих родителей, либо благодаря мотивации работы в коллективе. Также большую роль играет и личный мотив - желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей. В начале у ребенка формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания ее значения. После возникновения интереса к результатам своего труда формируется интерес к приобретению новых знаний. Такая основа является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов для учебы, связанных с ответственным отношением к учебным занятиям.

Далее обратимся к тому, с чем связано формирование интереса к содержанию учебной деятельности и приобретению знаний.

Во-первых, это связано с переживанием учеником начальной школы чувства удовлетворения от своих достижений. Это подкрепляется одобрением и похвалой учителя, который в свою очередь, подчеркивает каждый, даже самый маленький успех. Младшие школьники испытывают чувство гордости и особый подъем сил, когда учитель одобряет их успехи в учебной деятельности.

Во-вторых, воспитательное воздействие учителя на младших школьников связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них авторитетом. Авторитет учителя - это самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

Далее следует более подробная характеристика психических процессов познания окружающего мира младшими школьниками и их особенности.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие таких психических процессов непосредственное познания мира, как ощущение и восприятие. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия и своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днем раскрывает перед ним все новые и новые стороны.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Организаторский и коммуникативный компоненты деятельности учителя физической культуры
Организаторская деятельность учителя физического воспитания на уроке – одна из ведущих, она состоит из реализации на практике проектов (планов) учителя. Это деятельность одного человека, осуществляющего мобилизацию, координацию, взаимодействие и взаимосвязь совместно с действующей группой людей. Ор ...

Сравнительный анализ личностно-ориентированной и традиционной систем обучения
В настоящее время при поступлении ребенка в школу главная задача обучения состоит не только в передаче определенного набора стандартных знаний, умений, навыков, но и в развитии личности в целом. Как мы уже выяснили, что наиболее важным компонентом формирующейся личности в школьный период является с ...

Реформирование высшей школы
В условиях отсутствия какого-либо сводного стратегического документа, где бы правительством была определена и озвучена чёткая позиция, крайне сложно судить о его намерениях. Однако, учитывая выраженное им в “Ответе…” согласие с основными положениями доклада Комитета Диринга, можно полагать, что оно ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0287