В данном параграфе будут выявлены и раскрыты психологические особенности младших школьников в процессе обучения.
Как известно поступление ребенка в школу вносит важнейшие изменения в его жизни. Уклад его жизни резко меняется. Меняется так же и социальное положение ребенка как в коллективе, так и в его семье. Основной ведущей деятельностью становится учение, а важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать новые знания. Как известно учение - это серьезный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребенка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить и учиться, развиваться 11 лет.
Основной деятельностью становится учебная деятельность, т.е. приобретение новых знаний, умений, навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе, обществе. Вследствие этого у младших школьников не сразу формируется правильное отношение к учебной деятельности. Они не сразу понимают, для чего нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребенок к этому не привыкает, то у него наступает разочарование и возникает отрицательное отношение к учёбе. Для того чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник и не игра, а серьёзная напряжённая работа, в то же время очень интересная, т.к. она позволит узнать много новой, интересной, важной и нужной информации. Важно, чтобы и сама организация учебной деятельности подкреплялась словами учителя .
На первых этапах учебы в начальной школе ребенок хорошо учится благодаря помощи своих родителей, либо благодаря мотивации работы в коллективе. Также большую роль играет и личный мотив - желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей. В начале у ребенка формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания ее значения. После возникновения интереса к результатам своего труда формируется интерес к приобретению новых знаний. Такая основа является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов для учебы, связанных с ответственным отношением к учебным занятиям.
Далее обратимся к тому, с чем связано формирование интереса к содержанию учебной деятельности и приобретению знаний.
Во-первых, это связано с переживанием учеником начальной школы чувства удовлетворения от своих достижений. Это подкрепляется одобрением и похвалой учителя, который в свою очередь, подчеркивает каждый, даже самый маленький успех. Младшие школьники испытывают чувство гордости и особый подъем сил, когда учитель одобряет их успехи в учебной деятельности.
Во-вторых, воспитательное воздействие учителя на младших школьников связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них авторитетом. Авторитет учителя - это самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.
Далее следует более подробная характеристика психических процессов познания окружающего мира младшими школьниками и их особенности.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие таких психических процессов непосредственное познания мира, как ощущение и восприятие. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия и своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днем раскрывает перед ним все новые и новые стороны.
Уроки с использованием современных аудиовизуальных и технических средств
обучения
Компьютер вообще и интернет в частности относятся к тем техническим средствам обучения иностранным языкам, которые не были придуманы специально для этой цели и выполняют в первую очередь другие функции. Однако в связи со своими большими возможностями интернет вскоре после своего возникновения привл ...
Прием «погружение» как средство развития математического мышления младших
школьников
Анализ педагогической литературы показывает, что четко понятие “погружения” практически не сформулировано. Мало того, разные авторы под этим понятием имеют в виду разные методы. Это кроме того, что одни используют это слово только в кавычках, как бы подчеркивая его условность, другие — без, а треть ...
Методы и принцИпы обучения в
системе физического воспитания
Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах. Наиболее общие отправные положения, определяющие всю направленность и организацию деятельности по физическому воспитанию в нашем обществе, - это принципы всестороннего гармонического развития личности, связи ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.