Философия Коменского (пансофия - обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 в. Теорию всеобщего универсального образования Коменский изложил в "Дидактике" на чешском языке (1628-30, опубликована в 1849). Переработанная, расширенная и переведённая на латинский язык "Дидактика" под названием "Великая дидактика" (1633-38) стала основной теоретической базой средней ступени образования.
Внешне эта идея Я.А. Коменского сходна с идеей энциклопедизма, распространенной в Европе его эпохи. На самом же деле идея пансофии Я.А. Коменского была гораздо глубже, она предполагала большее, чем овладение какими-то общими сведениями из различных областей действительности. Пансофия, в понимании Я.А. Коменского, — это отражение в сознании человека всего реально существующего, а не выдуманного мира со всеми его сложностями и противоречиями.
В общем, для понимания пансофических идей Я.А. Коменского, которые являются краеугольным камнем его педагогической концепции в целом, необходимо иметь в виду его основополагающую мысль о пангармонии, согласно которой все в мире органически связано между собой и отдельные части целого отражают в себе черты общего.
Проблема пансофии у Я.А. Коменского рассматривалась в его трудах весьма многогранно, применительно же к его педагогической системе она играла важнейшую роль при решении вопроса как о содержании образования, так и об организации и методах обучения. В упоминавшемся уже ранее всемирно известном труде «Великая дидактика» Я.А. Коменский как раз и сформулировал цель воспитания подрастающего поколения на основе своей концепции пансофизма.
Общая характеристика задержки психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и в ...
Эмпирическое исследование зависимости
социометрического статуса дошкольников в группе от типа темперамента
Тип темперамента определяет динамические особенности индивидуального поведения дошкольника: скорость реакции, темп работы или общения ребёнка, эмоциональность и уровень активности ребёнка. К каждому типу темперамента воспитателю нужно приспосабливаться и, зная заранее индивидуальные расхождения меж ...
Аксиологические основания образования
В структурно-функциональном понимании общества четко разделяется социальная и культурная сферы. Сфера культуры с ценностями в центре организует социальную структуру вокруг своих норм. Эта специфика проявляется и на уровне личности. Дробление психического «Я» у современного человека связано с дискре ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.