Педагогика и образование » История педагогики и образования: основные аспекты » Просветительские идеи Я. Коласа, А. Богдановича

Просветительские идеи Я. Коласа, А. Богдановича

(Якуб Колас) – яркий представитель белорусской педагогической мысли периода конец XIX - начало XX вв. Анализ биографических данных и Я. Коласа свидетельствуют о том. что он преподавали в начальных школах вышеотмеченного периода. После окончания Несвижской учительской семинарии (1902 г.) Я. Колас приступил к педагогической деятельности на Полесье, вначале в д. Люсино, затем в Пинковичах Пинского уезда., в Верхменском народном училище Игуменского уезда Миской губернии.

Огромной заслугой Я. Коласа как педагога выступает его деятельность по открытию первых национальных белорусских школ в Гродненской и Минской губерниях. Особенностью таких школ являлось то, что преподавание в них осуществлялось на родном языке учащихся.

Я. Колас был глубоко убежден в том, что воспитание любви к родному языку является неотъемлемым компонентом формирования патриотизма у младших школьников. Именно поэтому вместе с преподавательской деятельностью и Я. Колас занимался написанием учебных книг для учащихся-белорусов. «Другое чытанне для дзяцей беларусау» (1909 г.) Я. Коласа активно использовались в качестве учебников в национальных белорусских школах периода конца XIX - начало XX вв.

Следует отметить, что приведенный на страницах вышеперечисленных книг фольклор, а также произведения самого автора позволяли детям осознать чарующую красоту и неповторимость белорусского края, познакомиться с традициями и обычаями своего народа, а также прочувствовать звучание родной речи, увидеть ее запечатленной в письменном виде. В свою очередь, это содействовало развитию у младших школьников любви к своему народу, природе, Родине, языку.

Я. Колас ясно осознавал, насколько важную роль в формировании патриотизма у маленького человека играет личность учителя, а потому предъявлял к нему такие требования, как любовь к родному краю, языку и другие. Учитель - это, в первую очередь, «борец за народное счастье, широко образованный и культурный человек, луч света в темной деревне».Я. Колас по праву считается педагогом-патриотом Беларуси периода конец XIX - начало XX вв. Его идеи о формирования у младших школьников любви к родному языку, традициям и обычаям своего народа и другие и не потеряли своей актуальности и в наши дни. Поэтому знакомство с наследием белорусских педагогов имеет не только исторический, но и практический интерес.

А.Е. Богданович – отец белорусского поэта М. Богдановича, прогрессивный педагог, этнограф, лингвист. К его наиболее известным педагогическим статьям относят «Педагогические воззрения белорусского народа» и «Школьная страда». В них он вскрыл пороки существующей школьной системы, подверг резкой критике постановку начального и среднего образования, осуждал отрыв учебного дела от воспитательной работы. Резко выступал против зубрежки. Считал, что каждый предмет имеет образовательное и воспитательное значение.

Считал любовь к Родине неотъемлемым качеством гармонически развитой личности. Воспитанию любви к родине должен служить родной язык, произведения народного творчества, художественна и историческая литература. Предъявлял к учителю высокие требования и требовал от него эрудиции, авторитета, творческого подхода к педагогической деятельности.

Еще по теме:

Организация взаимодействия психолога с родителями
Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей. На практике же оказывается, что родители большей частью относятся к процедуре взаимодействия с психол ...

Развитие и формирование предметной деятельности, элементов трудовой деятельности
Без специального обучения предметная деятельность становится у умственно отсталых детей ведущей лишь к старшему дошкольному возрасту. Вместе с тем, она является исходной при формировании других ее видов. Поэтому обучение предметным действиям и ее формирование оказывается одной из центральных задач ...

Особенности развития самосознания в младшем школьном возрасте
Особенности самосознания, по мнению И.И. Чесноковой, зрелой, относительно сформировавшейся личности можно понять только на основе анализа этапов становления детского самосознания. В психологии нет единого мнения к периодизации становления самосознания. На проблему развития самосознания в детском во ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved 0.5506