Педагогика и образование » Специфика социально–психологического климата подросткового класса сельской школы » Факторы формирования микроклимата

Факторы формирования микроклимата

В ходе моего исследования у меня возник вопрос: а как учитель может влиять на формирование микроклимата школьного класса?

Для начала рассмотрим факторы формирования микроклимата класса и содержание понятия "микроклимата". В целом можно привести два толкования понятия: психологическое и педагогическое.

В соответствии с первым формирование, есть развитие, т.е. внутренний процесс изменения микроклимата и результат этого процесса в виде сформированных его качеств. Во втором случае, при педагогическом толковании, мы получаем более точное соответствие лексическому значению слова "формирование", происходящее от латинского слова "formo" - "придаю форму, строю, создаю", в данном контексте формирование рассматривается как конструирование, целенаправленное управление процессом развития микроклимата, создание оптимальных условий для достижения поставленных целей и выбор адекватных средств для этого.

Теперь можно вполне и дать определение факторов формирования микроклимата школьного класса.

Факторы формирования микроклимата школьного класса - это все условия, активно влияющие (из вне или изнутри, стихийно или целенаправленно) на его внутреннее состояние и развитие его структурных компонентов - защищенности, сплоченности, активности школьников.

В.В. Максимов классифицирует факторы по отношению влияния их на коллектив. Таким образом он выделяет: экзофакторы, направленные из вне; эндофакторы, направленные изнутри самого коллектива.

К экзофакторам можно отнести:

Организационную структуру жизнедеятельности класса, привнесенную извне, содержание и формы организации ведущей деятельности - учебной, традиции школы.

Социально - психологический климат школы, понимаемый как система отношений, на основе различных связок между учителями, родителями, школьниками, школой и классом и т.д.

Климат ближайшего социума, т.е. тех факторов социализации, которые выходят за рамки школы.

Социально - психологический климат города, поселка, региона, т.е. мезофакторов социализации, которые окружают школу.

Социально - психологический климат общества вцелом.

В целом же нужно отметить, что настроение, самочувствие ребят напрямую зависит от настроя учителя и даже в трудное для общества время возможно изменить настрой воспитанников в лучшую сторону.

К эндофакторам можно отнести:

Характер официальных связей, закрепленный в формальной структуре коллектива и во многом зависящий от той или иной модели совместной деятельности школьников.

Неофициальная организационная структура, под которой понимается товарищеские контакты, взаимопомощь, сотрудничество.

Степень единства формальной и неформальной структур коллектива: если, например, при распределении обязанностей между ребятами совсем не учитывается их предпочтения, то это естественно скажется негативно на микроклимате класса.

Психологические особенности членов группы, а точнее эффект их сочетания, проявляющейся в совместимости одноклассников.

Стиль руководства коллективом, в подростковом возрасте ни в коем случае нельзя применять авторитарный и попустительский стиль.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что несмотря на свою автономность и многомерность микроклимат класса может регулироваться и корректироваться в той или иной степени. Но только в том случае, если учитель использует целесообразный стиль руководства коллективом, знает о состоянии параметров микроклимата и владеет эффективными методами и приемами работы с ними.

Еще по теме:

Возрастные особенности подростков
Знание психологии учеников помогает учителю в его работе, так как учителя нередко задают вопрос: «Как относиться к ученикам, а в особенности к старшеклассникам? Считать ли их детьми, пусть, старшими, но все-таки детьми, или требовать с них, как с взрослых?» Вопрос этот не случайный. Его решение свя ...

Виды дидактических игр
Много игр с готовым содержанием и правилами создается в настоящее время педагогами. Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической ...

Этапы педагогической деятельности Л.Н. Толстого
Деятельность на ниве народного просвещения составила заметный отрезок жизни великого русского писателя и философа. Эта деятельность сложилась из нескольких этапов: 1859-1861 гг., 1861-1862 гг., 1872-1874 гг. и два последних десятилетия жизни. В течение 1859-1862 гг. Толстой заботится об учрежденной ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0102