Педагогика и образование » Специфика социально–психологического климата подросткового класса сельской школы » Факторы формирования микроклимата

Факторы формирования микроклимата

В ходе моего исследования у меня возник вопрос: а как учитель может влиять на формирование микроклимата школьного класса?

Для начала рассмотрим факторы формирования микроклимата класса и содержание понятия "микроклимата". В целом можно привести два толкования понятия: психологическое и педагогическое.

В соответствии с первым формирование, есть развитие, т.е. внутренний процесс изменения микроклимата и результат этого процесса в виде сформированных его качеств. Во втором случае, при педагогическом толковании, мы получаем более точное соответствие лексическому значению слова "формирование", происходящее от латинского слова "formo" - "придаю форму, строю, создаю", в данном контексте формирование рассматривается как конструирование, целенаправленное управление процессом развития микроклимата, создание оптимальных условий для достижения поставленных целей и выбор адекватных средств для этого.

Теперь можно вполне и дать определение факторов формирования микроклимата школьного класса.

Факторы формирования микроклимата школьного класса - это все условия, активно влияющие (из вне или изнутри, стихийно или целенаправленно) на его внутреннее состояние и развитие его структурных компонентов - защищенности, сплоченности, активности школьников.

В.В. Максимов классифицирует факторы по отношению влияния их на коллектив. Таким образом он выделяет: экзофакторы, направленные из вне; эндофакторы, направленные изнутри самого коллектива.

К экзофакторам можно отнести:

Организационную структуру жизнедеятельности класса, привнесенную извне, содержание и формы организации ведущей деятельности - учебной, традиции школы.

Социально - психологический климат школы, понимаемый как система отношений, на основе различных связок между учителями, родителями, школьниками, школой и классом и т.д.

Климат ближайшего социума, т.е. тех факторов социализации, которые выходят за рамки школы.

Социально - психологический климат города, поселка, региона, т.е. мезофакторов социализации, которые окружают школу.

Социально - психологический климат общества вцелом.

В целом же нужно отметить, что настроение, самочувствие ребят напрямую зависит от настроя учителя и даже в трудное для общества время возможно изменить настрой воспитанников в лучшую сторону.

К эндофакторам можно отнести:

Характер официальных связей, закрепленный в формальной структуре коллектива и во многом зависящий от той или иной модели совместной деятельности школьников.

Неофициальная организационная структура, под которой понимается товарищеские контакты, взаимопомощь, сотрудничество.

Степень единства формальной и неформальной структур коллектива: если, например, при распределении обязанностей между ребятами совсем не учитывается их предпочтения, то это естественно скажется негативно на микроклимате класса.

Психологические особенности членов группы, а точнее эффект их сочетания, проявляющейся в совместимости одноклассников.

Стиль руководства коллективом, в подростковом возрасте ни в коем случае нельзя применять авторитарный и попустительский стиль.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что несмотря на свою автономность и многомерность микроклимат класса может регулироваться и корректироваться в той или иной степени. Но только в том случае, если учитель использует целесообразный стиль руководства коллективом, знает о состоянии параметров микроклимата и владеет эффективными методами и приемами работы с ними.

Еще по теме:

Этапы развития детского рисунка
Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий. Первая стадия доизобразительного этапа – стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули - обычно почти случ ...

Динамика уровня развития диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи
После проведения формирующего этапа исследования по развитию диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций нами был проведен контрольный этап исследования по методикам Р.Е. Левиной [24] и М.И. Лисиной [27], использованным в констатирующем этап ...

Основные задачи дошкольного образовательного учреждения
Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий дет ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.082