Педагогика и образование » История педагогики и образования: основные аспекты » Т.С. Шацкий как организатор Первой опытной станции по народному образованию

Т.С. Шацкий как организатор Первой опытной станции по народному образованию

Страница 2

С первого шага в школе ребенок должен был усвоить и затем постепенно обогащать мысль о том, что основное в жизни людей - труд.

Природа - труд - общество - такова была сущность школьной программы. Их целью было раскрыть подрастающим поколениям глаза на мир, воспитать у них активное отношение к общественной жизни, приобщить к пафосу труда, научить ценить советское общество, где все трудятся во имя общего блага и блага каждого человека.

Согласно концепции трудовой школы П.П. Блонского предполагалось, что учащиеся должны приобретать знания не через отдельные учебные дисциплины, а посредством трудовой жизни и отношений людей, а также окружающего природного мира. Обучение следовало строить в соответствии с различными фазами детского развития.

П.П. Блонский, считали, что в трудовой школе нет необходимости заниматься нравственным воспитанием, что весь строй школы сам по себе будет формировать нравственный облик учащихся.

В начале 1920-х гг. П.П. Блонским была предложена студийная форма организации занятий, в которой вся учебная работа должна была проводиться в пяти студиях: физико-математической, биологической, социально-исторической, литературно-философской и философско-географической. Педагог считал, что для подростка гораздо полезнее на время отдаться занятиям одной наукой, с тем чтобы пережить и другую. Студийный метод исключал свободное стихийное распределение учащихся по студиям, предусматривал обязательное прохождение каждого ученика по всем пяти студиям в соответствии с определенной программой занятий. Система П.П. Блонского реализовывалась в работе некоторых опытно-показательных учреждений.

Однако практика реализации идеи «трудовой школы» привела к серьезным негативным последствиям. Это в значительной степени охладило самого Блонского и вызвало негативное к нему отношение руководителей Наркомпроса.

В определении общих воспитательных задач для П.П. Блонского всегда были свойственны гуманистический и демократический принципы. Процесс воспитания он рассматривал как процесс двустороннего взаимодействия, в котором активны, обе стороны — и воспитатель и воспитуемый. Он горячо выступал против трактовки воспитанника как пассивного существа, подчеркивая необходимость развития активности личности. «Именно личность ребенка во всем ее своеобразии — основа воспитания», — утверждал он. Чрезвычайно большую роль в этом П.П. Блонский отводил личности учителя. Он страстно призывал учителя быть простым и сердечным в обращении с детьми, быть внимательным к их внутренней жизни. «Любите не школу, а детей, приходящих в школу», — говорил он. Блонский хотел, чтобы в новой школе работал учитель, знающий жизнь и быт трудящихся масс, обладающий организаторскими способностями, являющийся коллективистом, агитатором и пропагандистом трудовой культуры. Назначение учителя - воспитывать людей, которые строили бы новое общество. Учитель - организатор, учитель - активный строитель социалистической школы - вот те новые требования, которые П.П. Блонский, подчеркиваем мы, предъявлял к учителю. Важно, чтобы учитель любил детей, был близок и дорог им, умел учить и воспитывать их. Учителю необходимо знать возрастные особенности, психологию школьников и в соответствии с этим продумывать методику обучения и воспитания их. Особенно важно для учителя пробуждать интерес у них к своему предмету, уметь воздействовать на их эмоциональную сторону, давать им яркие образы, уметь хорошо рассказывать. Горячо высказывался он и о том, чтобы учитель был воспитанным и образованным человеком, который путем самообразования систематически повышает свою квалификацию и умственный кругозор. В новой трудовой политехнической школе может работать учитель, знающий технику и современное производство. В подготовке именно такого учителя П.П. Блонский принимал активное участие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Организация обучения русскому языку младших школьников на основе учебного сотрудничества
На II этапе нашей экспериментальной работы мы предположили, что изменение характера педагогического взаимодействия (то есть организация учебного сотрудничества) в экспериментальном классе приведет к повышению эффективности обучения русскому языку младших школьников. Учитывая рекомендации по организ ...

Дидактогенный невроз
Помимо понятия «школьная дезадаптация» в литературе встречаются термины «школьная фобия», «школьный невроз», «дидактогенный невроз». Как правило, школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки и т. д. Чаще наблюдается состояние школьной трево ...

Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст ребенка - это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Вместе с тем, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных с ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0106