Педагогика и образование » Исследование возможности реализации обучающей, развивающей и воспитывающей функциий естественнонаучного образования при изучении темы "Белки. Нуклеиновые кислоты" » Гуманизация и гуманитаризация химии как средство формирования здоровой нравственной основы будущего специалиста

Гуманизация и гуманитаризация химии как средство формирования здоровой нравственной основы будущего специалиста

Страница 1

Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности

В. А. Сухомлинский

Изменения социальных условий в конце 80 - х начале 90 - х годов, привело к кризису воспитательной работы в образовательных учреждениях. Отказ от коммунистического воспитания привел к потере цели воспитания (гармонически развитая личность), основного направления воспитательной работы (деятельности пионерской и комсомольской организации). В результате воспитательная работа, представляющая собой совокупность воспитательных мероприятий, перестала решать современные проблемы воспитания. В настоящее время распространен иной взгляд на воспитание, воспитательную работу с акцентом на гуманистический смысл данных мероприятий. Под гуманизацией понимают введение в науку человеческих критериев – прежде всего критериев нравственности и красоты. Гуманитаризация – освоение химией и технологией методов, свойственных гуманитарным наукам, связанных с образным мышлением, эстетическими оценками, поиском далеких аналогий, метафоричностью и т.д.

В освоении гуманистического смысла воспитания выделяют следующие шаги:

1) Формирование теоретико-методологической и технологической готовности педагогов к работе в системе гуманистических отношений, постепенный отказ от стереотипов профессиональной деятельности.

2) Развитие и анализ педагогических целей учебно-воспитательных учреждений, их "очеловечивание", гуманизация, переориентация на совершенствование личностных качеств и межличностных отношений.

3) Выработка каждым учреждением своей концепции воспитания с учетом потребностей, интересов, пожеланий, учеников, и их родителей. Экспертная оценка замыслов и хода проводимой опытно - экспериментальной работы с позиции воспитательных целей .

4) Творческое освоение современных направлений, форм, технологий воспитания, обращение к опыту прошлых лет, сохранившему интересные, продуктивные варианты организации воспитательной работы.

В этих условиях путь к новой модели воспитания, к перестройке позиции педагога лежит через переосмысление сущности педагогической профессии, ее целей, задач, содержания, методов; через реалистическое понимание функций и роли учителя воспитателя. Современная наука предлагает педагогу комплексный взгляд на человека, его роль в масштабе социума и вселенной в целом.Философские идеи о безграничности личностного потенциала, о ноосфере, этногенезе, стремительно вошедшие в общественный контекст значительно расширяют и углубляют педагогическое понимание природы ребенка и взрослого, открывая новые подходы в работе школы, в деятельности учителя, смысл которого все яснее видится как Созидание Человека.

Насущность гуманизации определяется особенностями нашей исторической эпохи. В работе московского философа Кутырева современный мир определяется как постчеловеческий. Что это значит? В процессе своего развития человечество создало большое количество социальных, экономических, технических систем. Ныне многие из них стали настолько сложными, что выработали свои цели функционирования, не определяемые целями, волей, желаниями и намерениями тех людей, которые их создавали, и тех, которые взаимодействуют с ними или включены в них. Более того, все чаще цели этих систем враждебны человеку или даже губительны для человечества.

Исключительно остры проблемы гуманизации для химического производства. Положение этого производства в современном мире крайне противоречиво. Сегодня человечество не может обходиться без химической продукции, и в тоже время химические предприятия – один из мощнейших и опаснейших загрязнителей Земли. При разрешении данного противоречия массовое сознание бросается из крайности в крайность – от хемоэлпидии (возлагание на химию неоправданно высоких надежд) до хемофобии. В этой сложнейшей обстановке выбор правильного пути невозможен без подключения к поиску таких нехимических ориентиров, как порядочность и совесть. Принять безнравственное техническое решение для человека должно быть также невозможно, как выйти голым на улицу.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Отношение студентов УдГУ к федеральному интернет-экзамену
Пять лет студенты УдГУ сдают интернет-экзамен. За этот период сложились определенные модели поведения и мнения, касающиеся как целей и задач федерального интернет-экзамена, так и процедуры его проведения. С целью изучения мнений студентов по поводу организации и проведения ФЭПО в нашем вузе был про ...

Приоритетный национальный проект «Образование»: цели и задачи, проблемы и пути их решения
Приоритетный национальный проект «Образование» явился организационной основой государственной политики РФ в области образования. Он определил стратегию приоритетного развития системы образования, меры ее реализации, предусмотрев обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития систем ...

Яснополянская школа Л. Н. Толстого
В своих первых статьях по вопросам воспитания Л. Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразна ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0097