Педагогика и образование » Исследование возможности реализации обучающей, развивающей и воспитывающей функциий естественнонаучного образования при изучении темы "Белки. Нуклеиновые кислоты"

Исследование возможности реализации обучающей, развивающей и воспитывающей функциий естественнонаучного образования при изучении темы "Белки. Нуклеиновые кислоты"

Каждая наука представляет собой сложную систему, возникшую на основе взаимной интеграции двух или нескольких равноправных систем, понятий. Каждая из функций обучения – обучающая, развивающая и воспитывающая – является предметом разных психолого-педагогических наук – соответственно дидактики, психологии и теории воспитания. При взаимной интеграции этих наук, т.е. систем их понятий в сочетании с системой понятий химических, и синтезируется методика обучения химии.

Как выбирать чистящее средство для унитазов.

Цель обучения химии в школе и вузе – вооружить химическими знаниями, привить профессиональные навыки, развивать их мыслительную активность и самостоятельность, формировать научно-материалистическое мировоззрение, осуществлять трудовое и нравственное воспитание. Не менее важно сделать курс таким, чтобы он способствовал формированию личности самого будущего специалиста.

В связи с этим особую важность приобретает разработка и использование при проектировании учебного процесса таких программ обучения, которые выполняют не только образовательную, но также воспитательную и развивающую функцию.

Актуальность предлагаемой работы обусловлена следующими положениями: во-первых, белки - высшая ступень развития вещества в природе, обусловившая появление жизни, научные успехи в области изучения белков подтверждают правильность материалистического понимания природы и познаваемость объективного мира. Во-вторых, тема «Белки. Нуклеиновые кислоты» открывает широкие возможности для умственного развития учащихся и несет в себе большую философскую и нравственную нагрузку и формирует интерес к познанию тайн мироздания.

К сожалению, приходится констатировать, что выпускники и школ и вузов затрудняются составить целостное представление о химических законах, действующих в живых системах.

Одной из основных причин этой проблемы является отсутствие методического материала, обеспечивающего доступность восприятия темы «Белки. Нуклеиновые кислоты». Итак, целью работы послужило исследование возможности реализации обучающей, развивающей и воспитывающей функций естественнонаучного образования при изучении темы «Белки. Нуклеиновые кислоты».

Достижение поставленной цели потребовало решения ряда частных задач:

Провести аналитический обзор литературных данных по современному состоянию естественнонаучного образования в области решения триединой задачи.

Проанализировать методические материалы преподаваемой темы «Белки. Нуклеиновые кислоты».

Учитывая изучаемый материал разработать различные подходы к проведению занятий по данной теме в школьном и вузовском курсе.

Оценить эффективность разработанных методических подходов после проведения уроков по результатам итогового тестирования.

Объектом исследования является тема «Белки. Нуклеиновые кислоты» в курсе химии средней и высшей школы.

Предмет исследования – реализация триединой функции естественнонаучного образования при преподавании прикладных аспектов темы «Белки. Нуклеиновые кислоты».

В своей работе мы попытались найти подтверждение главной гипотезы: «Разработанный нами методический материал по теме «Белки. Нуклеиновые кислоты» позволяет комплексно реализовать обучающую, развивающую и воспитывающую функции образования».

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анализ учебников по химии и специальной научной литературы на предмет поиска межпредметных связей; моделирование структуры системы учебных занятий, в которой межпредметные связи выступают одним из основных средств системного подхода к обучению; анкетирование, тестирование, целенаправленное наблюдение за студентами и школьниками в учебном процессе.

Научная новизна работы. Впервые на химическом факультете в целях комплексного решения триединой задачи естественнонаучного образования в преподавании курса «Высокомолекулярные соединения» разработана и апробирована интегрированная лекция на тему «Белки. Нуклеиновые кислоты». В рамках школьной программы разработан и впервые проведен обобщающий интегрированный урок-семинар на тему «Белки. Нуклеиновые кислоты», раскрывающий взаимосвязь биологии, химии и физики.

Теоретическая и практическая значимость работы. Работа проводилась в рамках цикла исследований, которые ведутся на кафедрах химии высокомолекулярных соединений и педагогики и психологии для оказания методической поддержки студентам химического факультета. Полученные результаты также представляют определенный интерес для учителей общеобразовательных школ и преподавателей химического факультета.

Еще по теме:

Анализ содержания обучения учащихся 5-7 классов технологии кулинарии в образовательной области «Технология»
Изучение социально - педагогических проблем эстетического воспитания, его роли в формировании гармоничной личности, ее социализации в системе современных общественных отношений позволяют выявить образовательную стратегию современной школы в системе общего и технологического образования учащихся, их ...

Экспериментальное исследование использования дидактических игр на уроках русского языка с целью повышения интереса к предмету
Ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна, однако многие из педагогов начальной школы если не игнорируют вовсе ее абсолютное право на присутствие в жизни младшего школьника, то относятся к ней с некоторой настороженностью, недоверием, опасением. Одна из главных и распространенных ...

Особенности курса информатики на современном этапе
В последние годы в нашей стране активно проводится эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, затрагивающий все ступени образования. Необходимость организации непрерывности обучения информатике в средней общеобразовательной школе назрела давно. Ещё Козьма Прутков ск ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.032