Педагогика и образование » Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся на уроках казахской литературы

Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся на уроках казахской литературы

Страница 1

Нравственно-этические ценности являются важнейшей составляющей культуры, вне которой невозможно развитие современного общества. Поэтому задачи, стоящие перед современной школой, становятся приоритетными. Эта общепедагогическая задача в той или иной степени в настоящее время решается средствами всех учебных предметов, всей системой воспитательной работы школы.

В Декларации о государственном суверенитете Республики Казахстан записано, что возрождение и развитие самобытной культуры, традиций языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, является одной из важных задач.

Изменившаяся общественно-политическая обстановка служит основанием оздоровления школы, формирования нового мировоззрения, утверждения в сознании учащихся значения исторических связей с предшествующей жизнью своего Отечества и своего народа.

Предмету литература присуща ведущая роль в гуманизации образования. Отсюда ее главное направление, действенная функция и конечная цель: силами искусства слова в живой взаимосвязи всех средств воспитания растить настоящего Человека.

Уроки литературы один из многих аспектов воспитания, которые могут влиять на души наших детей, противостоять тем разрушительным воздействиям среды, которые ожесточают. Хотя изучению казахского языка сейчас уделяется большое внимание, недостаточно используется огромный потенциал казахской литературы. Это обусловлено тем, что обучение казахской литературе как в содержательном, так и в организационном плане было таким, что привело к пренебрежительному отношению учащихся к культуре казахского народа, глубоким пробелам в их знаниях, а отсюда к неполноценному развитию личности, к необъективной оценке исторического пути, пройденного Казахстаном. Известный ученый-фольклорист А. Затаевич говорил, что "не зная песен и кюев казахского народа, его разнообразного фольклорного богатства невозможно постичь глубину его души, специфику его мироощущения".

Не зная языка, обычаев, нравов коренного населения, всей красоты и духовного богатства казахской земли, нельзя суметь в себе выработать глубокое сознание принадлежности к этому краю, чувство высокого гражданского и патриотического долга.

В современных условиях на казахскую литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином Республики Казахстан. В общественной атмосфере сегодняшнего дня духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее республики.

Казахская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову.

Казахская литература в школьном изучении полифункциональна по своим целям и задачам, полифонична по содержанию: в ней звучат голоса жырау, акынов, писателей исторических эпох.

В ней отразились основные знаменательные вехи истории народа, развитие его духовной и материальной культуры.

Изучение и освоение исторического опыта народа, сокровищ его духовной культуры, литературного наследия, пронесенных сквозь века и тысячелетия имеют первостепенное значение для современного молодого поколения.

Казахи, ровно как и другие народы мира, обладают неповторимой, самобытной материальной и духовной культурой, имеющей древнейшие истоки развития.

Наш народ внес свою лепту в мировую эпоху, искусство и литературу, вывел на историческую арену ученых, писателей и поэтов мировой величины.

Одной из важнейших граней богатой, веками складывавшейся духовной культуры казахского народа является его литература. Она рассматривается литературоведческой наукой в качестве составной части истории народа. Именно с этих позиций познается создание художественных произведений, литературный процесс в целом многообразие и этапы развития литературных направлений и изобразительных средств, творчество мастеров, оказавших непосредственное внимание на литературный процесс. История казахской литературы охватывает художественные творения, созданные казахским народом, с глубокой древности вплоть до настоящего времени.

В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, но самое главное – проблема души и духа отдельного человека и целого народа. Эта проблема стала центральной, доминирующей в курсе изучения казахской литературы в русской школе, а для этого сам курс по своему целеполаганию, содержанию, структуре предстает единым, целостным, подчиненным определенной идее, освещающей национальную самобытность, идеалы своего народа и родной литературы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Лингвистические особенности обучения чтению
Серьезных отличий между чтением русского ученика на русском языке и английского школьника на английском соответственно не наблюдается. Проц ...

Методические рекомендации по устранению дисграфии на основе нарушения фонематического анализа и синтеза
Дисграфия на основе нарушения фонематического анализа и синтеза проявляется на письме в пропусках согласных букв при их стечении, пропусках ...

Лабораторные работы как средство закрепления знаний, умений, навыков, развития мышления и формирования интеллекта учащихся
Слушаю – забываю, Смотрю – запоминаю, Делаю – понимаю. Конфуций. Тенденции развития современного общества предъявляют новые требования к уч ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru