Педагогика и образование » Социально-личностное развитие слепоглухих детей » Коррекционно-развивающая работа по формированию межличностных отношений ребенка со сверстниками

Коррекционно-развивающая работа по формированию межличностных отношений ребенка со сверстниками

Страница 1

Общение ребенка со сверстниками является одним из условий его социально-личностного развития, так как путь овладения социальными нормами поведения, прежде всего, связан с жизнью ребенка в коллективе. В условиях воспитания в специальном учреждении ведущая роль в организации межличностного общения детей, имеющих нарушения зрения и слуха, принадлежит взрослым.

Слепоглухие дети в возрасте двух-трех лет недостаточно вступают в контакт с другими детьми. Большинство из них предпочитает игры в одиночку. Одна из задач взрослых на этом этапе – воспитывать интерес и доброжелательное отношение к сверстникам. С этой целью в процессе различных видов деятельности и занятий взрослые фиксируют внимание ребенка на других детях, знакомят их.

Дети в возрасте четырех-пяти лет испытывают к общению со сверстниками больший интерес. Особенно резко возрастает потребность в контактах с другими детьми у детей шести-семи лет. Для слепоглухих детей личностно значимой является сфера отношения к сверстникам, своим соученикам.

В процессе общения дети обмениваются информацией, организуют совместную деятельность, распределяют обязанности и действия. Выделяются дети-лидеры, которым подражают другие ребята. Однако нередко в группах бывают дети, с которыми не дружат другие ребята, демонстрируя равнодушие или даже негативное отношение к ним, не принимая их в общие игры. Есть сферы, отношение к которым еще не сформировалось или же оно противоречиво, амбивалентно: таково отношение к сверстникам. Задача взрослых – помочь этим детям найти друзей, во время игр так распределить роли, чтобы безынициативные ребята могли выступить в главных ролях, вступая в различные отношения с другими детьми. Взрослые поддерживают сотрудничество детей в совместных играх, рисовании, конструировании, в некоторых случаях предлагая детям для выполнения коллективной работы организоваться небольшими группами, парами, учитывая при этом межличностные отношения детей и их индивидуальные особенности.

Использование игровых ситуаций имеет большое значение для формирования межличностных отношений ребенка со сверстниками. Приведем в качестве примера некоторые игры.

Игра «Дома» (играют два ребенка – мальчик и девочка)

Несколько детей собирают каркас 4‑комнатной игрушечной квартиры из специального конструктора, приносят набор кукол – членов семьи. Мальчик кладет «папу» на диван рядом с телевизором. Потом «папа» встает и передвигает мебель в комнате. Мальчик сажает «папу» и «дедушку» на диван. Хочет взять куклу – «бабушку», но девочка объясняет, что бабушка уехала и не дает куклу. «Папа» снова переставляет мебель. Наконец, выпросив бабушку, мальчик укладывает ее в кровать. Девочка вступает в игру и говорит, что «бабушка» умерла. Мальчик вытаскивает «бабушку» из кровати и кладет на стол, рядом с макетом квартиры. Девочка берет куклу «маму» и изображает ее горе: «мама» падает грудью на стол, а потом лежит на диване лицом вниз. Мальчик показывает мимикой, как плачут «дедушка» и «папа». «Мама» просит у «папы» денег и уходит. «Папа» ложится спать. «Мама» приходит и будит «папу». «Мама», «папа» и «дедушка» садятся за стол и едят.

Игра «Больница» (играет группа детей, помогает педагог)

Педагог с помощью детей расставляет на столе игрушечную мебель. Дети приносят кукол, изображающих членов семьи (маму, папу, дочь, дедушку и бабушку). Педагог при помощи игрушек инсценирует ситуацию, которая имела место у нее дома, накануне: «Когда дети с мамой и папой ушли гулять, бабушка упала дома и сломала ногу. Мама вернулась домой раньше, увидела, что бабушка лежит на полу и не может встать, вызвала скорую помощь по телефону. Приехал врач, осмотрел бабушку, сделал ей укол, и бабушку увезли в больницу».

Потом педагог предлагает детям поиграть в больницу. Сначала играют один ребенок и педагог. Девочка изображает себя больной, она лежит в кровати с завязанными глазами после операции, ее тошнит, у нее болят глаза. Врач делает ей укол. Потом в игру включается еще одна девочка, которая играет роль мамы. Она приходит к дочери, приносит ей сок и фрукты, обнимает, ласкает. Затем постепенно и другие дети с помощью педагога включаются в игру. Еще одна девочка изображает роль медицинской сестры, а мальчики – других больных в соседней палате – для мальчиков.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Специфика логопедической работы с дошкольниками с нарушением зрения
Логопеду, работающему с детьми с нарушениями зрения, необходимо помнить, что при определенной остроте зрения рекомендовано предъявлять картинные пособия конкретного размера. Ниже представлена таблица, в которой в соответствии со зрением подбирается размер пособия. Таблица Острота зрения Размер посо ...

Технология работы логистической системы
Существует несколько главных принципов построения и работы логистических систем. 1. Системный подход. Транспортировка, погрузочно-разгрузочные работы, управление запасами, обработка заказов и т. д. как логистические функции рассматриваются в качестве находящихся во взаимосвязи и взаимодействии элем ...

Содержание блоков программы работы кружка «В мире чудес»
Занятия подготовительного блока Занятие 1. «Зимняя сказка» Цель: определить уровень сформированности изобразительных умений, интересов и предпочтений ребенка, воображения. Ход занятия: педагог просит детей вспомнить, какое сейчас время года и чем оно характерно. Предлагает нарисовать зимнюю картинк ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0104