Изучение социально - педагогических проблем эстетического воспитания, его роли в формировании гармоничной личности, ее социализации в системе современных общественных отношений позволяют выявить образовательную стратегию современной школы в системе общего и технологического образования учащихся, их личностного становления для плодотворной деятельности в условиях социально - экономических преобразований в стране.
Ввиду того, что объектом нашего исследования является процесс обучения учащихся нам необходимо провести системный, структурный анализ содержания указанной подготовки, с целью выявления в ней места и роли технологии кулинарии и аспектов эстетического воспитания в процессе ее изучения.
Исходные данные для анализа представлены сводной таблицей № 1,
Анализ содержания таблицы 1 позволил установить, что содержание обучения в образовательной области "Технология" структурно разделено на следующие основные этапы:
1 этап охватывает обучение технологии в 1 - 4 классах (начальная трудовая подготовка), здесь формируются технологические знания у учащихся; 5-7 класс (общетрудовая подготовка) - является вторым ответственным этапом в технологическом образовании. На данном этапе у учащихся формируется технологическая культура. 3 этап - 8 - 9 классы (профильная подготовка школьников). 4 этапом - 10-11 классы является углубленная подготовка.
1 этап включает 5 структурных компонентов:
- работа с бумагой и картоном;
- работа с разными материалами;
- техническое моделирование;
- сельскохозяйственный труд.
2 этап содержит 11 структурных компонентов:
- кулинария;
- интерьер жилого дома;
- рукоделие;
- элементы материаловедения;
- элементы машиноведения;
- проектирование и изготовление одежды;
- основы домашней экономики;
- твоя профессиональная карьера.
4 этап состоит из 6 структурных компонентов:
- кулинария;
- красота и здоровье;
- шьём красиво и со вкусом;
- культура поведения и общения;
- народная медицина;
- технологическая культура и профессиональная деятельность.
Анализ структуры и содержания таблицы № 1 позволяет сделать вывод о том, что трудовое обучение в начальных классах рассчитано на подготовку младших школьников к участию в различных видах труда и обеспечение вместе с образовательной подготовкой, начала их гармоничного развития. Такое развитие осуществляется за счет участия младших школьников в двух важнейших видах деятельности: трудовой и познавательной, которые имеют разнообразный характер в зависимости от вида обрабатываемого материала.
В логике раскрытия темы нашей дипломной работы представляется необходимым проведения подробного анализа обучения девочек в 5-7 классах в образовательной области "Технология", с целью выявления места и роли технологического модуля "Технология обработки ткани", его эстетического потенциала. Для этого мы произведем перегруппировки программного материала по рейтингу.
Исходные данные для анализа представлены таблицей № 2. Анализ структуры и содержания тематического плана представленного таблицей № 2, свидетельствует о том, что на обучение девочек образовательной области "Технология" в 5 классе выделено 57 часов из всего бюджета учебного времени, в 6 классе - 66 часов; в 7 классе - 64 часа.
В тематическом планировании выделены следующие модули:
В 5 классе:
Модуль 1
"Технология обработки ткани"
Модуль 2
"Технология обработки пищевых продуктов"
Модуль 3
"Цветы в доме"
Модуль 4
"Интерьер кухни столовой"
Модуль 5
"Гигиена девушки, косметика"
Модуль 6
"Семейные праздники"
В 6 классе:
Модуль 1
"Технология обработки ткани"
Модуль 2
"Технология обработки пищевых продуктов"
Модуль 3
"Цветы в доме"
Особенности мыслительной деятельности ребенка младшего
школьного возраста и их использование для его обучения
Мышление человека может развиваться, а его интеллектуальные способности - совершенствоваться. К этому выводу давно пришли многие психологи в результате наблюдений за изменениями уровня интеллектуального развития человека в течение его жизни и успешного применения на практике различных методов разви ...
Формирование связной речи в онтогенезе
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.М. Бородич и др.), психологами (С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) и логопедами (А.В. Ястребова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, В.К.Воробьева и др. Связная реч ...
Технологии воспитания в современной школе: управленческий аспект
Проблема воспитания нового поколения, которому суждено построить новую Россию, стоит сегодня особенно остро. В результате фундаментальных преобразований изменились общественно-политический строй и экономический уклад. Однако эти перемены произошли «сверху» и провозглашены в основном пока на законод ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.