В подобных играх удавалось создать эмоционально ярко окрашенную ситуацию, вызвать сопереживания и жалость детей, указать на возможные варианты оказания помощи другим людям. В игре можно организовать обмен опытом между самими детьми и передачу опыта взрослого детям.
В совместных играх детей отрабатывались представления о различных учреждениях и правилах поведения в них. Среди частных задач курса социальной ориентировки для слепоглухих имеются такие, как формирование умения пользоваться общественным транспортом, магазинами, почтой, парикмахерской, врачебными кабинетами в поликлинике и т.д. По нашему замыслу, игра как методический прием коррекционно-развивающей работы с детьми призвана была помочь осуществлению этих задач.
Заметим, что для того чтобы организовать сюжетно-ролевую игру с группой детей, понадобилась достаточно продолжительная, систематическая педагогическая работа, в которой важное место отводилось организации предварительной информации о той социальной ситуации, которая моделируется в игре. Одной инициативы учителя, проявляющейся в побуждении детей к игре на определенные темы, было недостаточно. Обязательным оказалось собственное участие педагога в игре как в качестве
организатора игры, так и в качестве одного из играющих.
Большое значение для формирования отношений между детьми занимает анализ образцов социального поведения: положительного отношения к проявленному кем-то из сверстников сочувствию и отзывчивости, помощи товарищу; отрицательного отношения к грубости, обману.
Оценка взрослыми взаимоотношений детей, их поведения и поступков в значительной степени влияет на отношение ребенка к другим детям и определяет его эмоциональное благополучие в группе. В особой поддержке нуждаются дети, с которыми не дружат другие: это могут быть дети с трудностями в поведении, нередко расторможенные, агрессивные, или наоборот, застенчивые, робкие. Необходимо учить их обращаться к другим детям, выражать свое желание играть, конструировать вместе.
Последовательная работа по сплочению детского коллектива, умению детей дружить, поддерживать и защищать друг друга способствует их более естественному определению своего места в нем. В процессе этой работы у детей формируется ряд личностных качеств: чувство коллективизма, умение участвовать в общем деле, ответственность за порученное дело, умение находить взаимопонимание с другими детьми.
Психологические аспекты обучения детей изобразительной деятельности
Среди профессиональных педагогов, работающих с дошкольниками, распространено мнение, что чем раньше начать систематическое обучение детей рисованию, тем быстрее ребенок освоит навыки и умения, необходимые ему для отображения реальной действительности. При всей кажущейся привлекательности этой точки ...
Воспитание детей младшего и среднего школьного возраста
Следующий возрастной этап, не менее важный в воспитании ребенка, — младший школьный возраст. В этот период ребенок проходит сложный путь от новичка первоклассника, имеющего лишь слабое представление об учебном процессе, до ученика, освоившего ритм школьной жизни, овладевшего значительным багажом зн ...
Дошкольник в системе межличностных отношений
Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес. Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на ст ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.