Педагогика и образование » Особенности лексической стороны речи у детей 5-6 лет со стертой дизартрией » Особенности лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией

Особенности лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией

Страница 1

В предыдущих главах нашего исследования мы рассмотрели онтогенез лексической системы при нормальном речевом развитии ребенка. Однако под влиянием различные неблагоприятных воздействий, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а так же в первые годы жизни ребенка могут приводить к общему речевому недоразвитию, при котором и выявляются нарушения лексического развития.

А.Н. Корнев определил 2 группы симптомов нарушения номинации и использования лексических единиц в процессе построения речевых высказываний у детей с нарушениями речи:

- вербальные парафазии, проявляющиеся в неправильном выборе слов по их лексическому или грамматическому значению относительно смыслового контекста (семантические ошибки номинации и грамматические ошибки выбора словоформы);

- симптомы лексического дефицита, дефицит словаря (экспрессивного и /или импрессивного) и трудности в подборе слов как при назывании, так и при порождении высказывания.

Нарушения формирования лексики у детей с патологией речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

В работах различных авторов (Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В., Т. Б. Филичевой, Чиркиной Г.В., и др.) подчеркивается, что ограниченный словарный запас наблюдается у детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве: звуковая сторона речи, фонетических процессов, лексики, грамматического строя речи, у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

Впервые эти нарушения были установлены Р.Е.Левиной.

«При ОНР отмечается позднее ее появление, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования» - отмечает автор.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. отмечают, что «этиология и патогенез общего недоразвития речи многообразны, но с клинической точки зрения наибольшее, значение имеет группа общего недоразвития речи, связанная с ранним органическим поражением центральной нервной системы». В этиологии ОНР выделяются разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. Большая роль в возникновении общего недоразвития речи, принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий. Возникновение обратимых форм общего недоразвития речи может быть связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания.

Недоразвитие речи у детей, в том числе и ее лексической стороны, может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи Р.Е. Левина выделила 3 уровня ее недоразвития:

1-й уровень речевого развития, характеризуемый в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи». Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевые дети», что не может пониматься буквально, поскольку такой ребенок в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть звукоподражания, звуковые комплексы, обрывки лепетных слов («би – машина поехала»), которые сопровождаются жестами. Как правило, на этом этапе у детей отсутствует фразовая речь. Часто используют жесты, мимику, интонацию. Звукопроизношение детей характеризуется смазанностью, нечеткостью артикуляции, невозможностью произнесения многих звуков.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Категория культуры досуга, ее сущность и критерии
Согласно книге «Клуб - организатор отдыха и развлечений» Стрельцова Ю.А., досуг – часть нерабочего времени, которая остается у человека пос ...

Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи
В данном пункте раскрывается методика формирующего эксперимента детей трех средних групп: 1-я экспериментальная (1ЭГ), 2-я экспериментальна ...

Состояние практики по развитию представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни
Цель констатирующего эксперимента – изучить состояние практики по развитию представлений о труде взрослых у детей. Констатирующий экспериме ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru