Педагогика и образование » Духовно-нравственное воспитание младших школьников » Диагностика уровня духовно – нравственной воспитанности младших школьников

Диагностика уровня духовно – нравственной воспитанности младших школьников

Страница 1

Для выявления уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников надо было выяснить категориальную структуру нравственности.

Поэтому в самом начале работы предстояло ответить на вопрос: какие категории в нравственном сознании являются базовы­ми? У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба, В Средневековье появляется понятие «милосердие», в более позд­нюю историческую эпоху - «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). Таким образом, было выделено 10 категорий.

Затем мы попросили младших школьников пояснить, как они пони­мают предъявленные им слова. Из опрошенных было 24 первоклассника (11 девочка и 13 мальчика), Опрос прово­дился индивидуально.

Статистика ответов первоклассни­ков представлена в табл. 1. Объяснили все понятия 8 человек (4 девочки и 4 мальчика), отказались это делать 3 че­ловека (1 девочка и 2 мальчика).

Итак, первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», , «долг», и труднее, «милосер­дие», «мудрость».

Раскрывая смысл категории «друж­ба», дети говорили, что это «люди дру­жат между собой». Очень редко в отве­тах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссо­рятся, уважают друг друга», «понима­ют друг друга», «помогают друг дру­гу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хоро­шо», «это весело».

В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием -«это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь пло­хое», «когда все дерутся». Вторая груп­па ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда пло­хой»). Третья группа вновь представ­ляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».

Добро в представлении отвечающих -«когда делают добрые дела», «всем по­могаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существу­ют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано прежде всего с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых - с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Некоторые первоклассни­ки включили «добро» в дихотомию: «добро - это когда нет зла». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.

Несмотря на то что категории «сво­бода» и «долг» объяснило преобладащее большинство учащихся, их пони­мание далеко от действительного.

Статистика ответов первоклассников представлена в табл. 1.

Таблица №1

Понятия

Объяснили

Не объяснили

девочки

мальчики

девочки

мальчики

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

1. Счастье

9

67,7

10

72

1

32,3

3

27,9

2. Свобода

4

77,4

7

86

7

22,6

4

13,95

3. Мудрость

9

35,5

9

58,1

2

64,5

4

41,9

4.Мужество

11

54,8

10

53,5

1

45,2

3

46,5

5.Умеренность

10

32,3

5

11,6

5

67,7

4

88,4

6.cправедливость

10

61,3

8

65,1

2

38,7

2

34,9

7 Дружба

10

96,8

11

95,3

1

3,2

2

4,7

8. Добро

11

93,5

13

79,1

0

6,5

0

20,9

9. Зло

11

90,3

10

88,4

1

9,7

3

11,6

10. Милосердие

5

22,6

4

37,2

8

77,4

8

62,8

11. Долг

1

67,7

3

76,7

10

32,3

10

23,3

12. Вина

5

48,4

13

69,8

6

51,6

0

30,2

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников
Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их даль ...

Теория уровней построения движений Н.А. Бернштейна
Значительный вклад в понимание формирования двигательных навыков в процессе обучения внесли теоретические исследования Н.А. Бернштейна. Он доказал: под воздействием двигательных действий организм делается сильнее, выносливее, ловчее, искуснее. Это свойство организма назвали упражняемостью. Повторен ...

Особенности невербального общения в деятельности современного педагога дополнительного образования
Содержанием труда педагога дополнительного образования является содействие психическому развитию воспитанника, а главным «инструментом» выступает его психическое взаимодействие с ребенком, педагогическое общение. Общение, согласно А.А.Леонтьеву, составляет необходимое и специальное условие присвоен ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2359