В декларации прописывались механизмы реализации единства пространства высшего образования: двухуровневая система высшего образования, использование академических кредитов, их взаимопризнание и накопление, обучение по семестрам. Как положительный пример гармонизации в декларации упоминались совместные дипломы. Министры призвали государства - участников Европейского Союза и другие европейские страны присоединиться к ним. Такое присоединение и было оформлено 19 июня 1999 года в Болонье, когда представители 29 стран Европы подписали Болонскую декларацию, которая положила начало собственно Болонскому процессу. «Европа Знаний» была названа в ней широко признанным и неотъемлемым фактором жизни континента.
Инструменты реализации единого пространства высшего образования в Европе конкретизированы. Это, прежде всего, введение системы легко читаемых и сравнимых степеней; применение приложений к диплому, которые должны обеспечить трудоустраиваемость выпускников вузов; введение системы, базирующейся на двух основных уровнях.
Болонская декларация призвала европейские университеты ввести единую систему академических кредитов, сходную с системой ECTS (European Credit Transfer System – «Европейская система взаимозачёта кредитов»), прежде всего для поддержки широкомасштабной студенческой мобильности; усилить сотрудничество в европейских масштабах по обеспечению качества образования и разработке для этих целей сравнимых критериев и методов контроля; развивать в рамках мобильности совместные образовательные и исследовательские программы.
В 2001 году 32 министра, ответственные в своих странах за высшее образование, собрались в Праге, чтобы подвести первые итоги двухлетнего периода преобразований. В принятом совместном коммюнике подтверждались обязательства создать к 2010 году в Европе единое пространство высшего образования. Впервые в Болонском документе было привлечено внимание к тому факту, что студенты являются полноправными членами сообщества высшего образования.
В коммюнике также отмечалось, что применительно к введению двухуровневой системы высшего образования динамика в европейских масштабах положительная; степени получили названия – первая была названа «бакалавр» (bachelor), а вторая – «магистр» (master).
Вопросы мобильности упоминались как имеющие «чрезвычайную важность». Впервые внимание было привлечено к социальному измерению мобильности, то есть обеспечению равных возможностей для поездок студентам с разным уровнем достатка.
Обеспечение качества было определено как фактор, способствующий сравнимости квалификаций по всей Европе. Министры обратились к университетам с призывом осуществлять сотрудничество друг с другом с целью выработки общих критериев качества при участии Европейской сети обеспечения качества в высшем образовании, основанной в 2000 году по решению Европейской комиссии.
В 2003 году министры опять подвели итоги проделанной в рамках Болонского процесса работы. Это произошло в Берлине, где число участников процесса выросло до 40, и среди них оказалась Российская Федерация. Социальное измерение Болонского процесса выдвинулось на первый план; была поставлена задача обеспечивать социальную сплоченность и уменьшать социальное и гендерное неравенство.
Была поставлена задача к 2005 году начать введение двухуровневой системы. Для обеспечения более тесной связи между преподаванием и научными исследованиями и признания НИР неотъемлемой частью высшего образования в Европе было принято решение включить в систему высшего образования еще и третий уровень – докторантуру. После этого стало принятым говорить о многоуровневой системе европейского высшего образования. Вносилась определенность и в условия доступа к докторантуре: вначале бакалавриат, затем – магистратура, и только после этого – докторантура.
Большое внимание в Берлинском коммюнике уделено европейскому приложению к диплому. Перед национальными системами образования поставлена цель с 2005 года выдавать каждому студенту приложение к диплому «автоматически и бесплатно», на одном из распространенных европейских языков. Одновременно министры обратились с призывом к работодателям признавать приложение к диплому, принимать на его основании выпускников вузов на работу, а администрации вузов – обеспечивать им доступ к более высоким уровням высшего образования.
Самостоятельная работа как основная составляющая педагогических
технологий
Организация самостоятельной работы, руководство ею это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности и необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Гово ...
Использование блок-таблиц и структурно-логических схем
Готовясь к урокам, учителю необходимо видеть весь готовый курс истории, в общем, и четко описывать связи между темами. Для этого необходимо "стиснуть", весь учебный материал, систематизировать и обобщить его, а затем выдать ученикам с помощью блок-таблиц, или структурно-логических схем. Э ...
Поликультурное воспитание на постсоветском пространстве
После распада СССР, краха стратегии создания «исторической общности — советского народа» новые государства, возникшие на постсоветском пространстве, поставлены перед нарастающей проблемой педагогических решений поликультурности. В новых государствах при определении отношения к этой проблеме обознач ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.