Изучение образовательной системы в социологии носит свой специфический характер. Образование – это основной институт социализации, который проходит каждый член общества.
Особенности российской высшей школы приобрели свои нынешние черты в советский период. Традиционно российское образование отличается фундаментальностью и наличием воспитательной функции. Переход к рыночной экономике пошатнул основы российского образования. Перед вузами встали множественные проблемы. Повышаются требования общества к качеству профессионального образования; меняются геополитические, демографические, правовые, организационные, экономические условия деятельности вузов; появляются новые образовательные технологии, преобразующие концептуальные основы высшего профессионального образования; обостряется борьба на рынке образовательных и научных услуг и за привлечение самых высококвалифицированных преподавателей, материальных и финансовых ресурсов.
Модернизация российского образования призвана, в первую очередь, законодательно отрегулировать деятельность вузов в новых экономических и социальных условиях. В целях повышения качества образования, а также проверки вуза на соответствие ГОС проводится аккредитация вузов. Конкуренция вузов, наличие государственных и негосударственных образовательных учреждений ставит во главу угла «академическое позиционирование» вуза, проблему демонстрации его специфики. Поэтому большое распространение получают рейтинги вузов, их участие в мониторинговых исследованиях и так далее.
Образовательный мониторинг – относительно новое направление в изучении образования. Необходимость его назрела в связи с проблемой:
1) сравнимости показателей вузов и
2) централизованным принятием решений – чтоб принимать эффективные управленческие решения, необходимо обладать информацией о системе в целом.
ФЭПО – федеральный интернет-экзамен в сфере профессиональной подготовки – один из видов мониторинга качества образования. Он проводится с 2005 года, и с каждым годом приобретает все более массовый характер. Несмотря на очень осторожное отношение со стороны научной общественности, ФЭПО позволяет на основании общих критериев оценивать деятельность вузов в части качества образования. Необходимость изучения ФЭПО вызвана необходимостью выявления проблем, встречающихся при проведении интернет-тестирования и поиском путей их решения.
Степень изученности проблемы. Общетеоретические и социологические подходы к исследованию проблемы образования, его ролевые и функциональные характеристики, значение в общественной жизни представлены в работах Е.С. Баразговой, И.В. Бестужева-Лады, Л.Г. Борисовой, Ю.Р. Вишневского, В.А. Дмитриенко, Г.Е. Зборовского, Л.Н. Когана, Л.Ф. Колесникова, Г.Б. Кораблевой, В.Т. Лисовского, A.B. Меренкова, В.Я. Нечаева, Б.С. Павлова, Л.Я. Рубиной, М.Н. Руткевича, В.В. Серикова, В.Н. Турченко, Ф.Р. Филиппова, З.И. Файнбурга, В.Г. Харчевой, Ф.Э. Шереги, В.Н. Шубкина и других.
Немаловажное значение для нашей работы имели методологические исследования проблемы образования в педагогике, которые осуществляли A.C. Белкин, Л.А. Беляева, Б.М. Бим-Бад, С.Г. Вершловский, Б.З. Вульфов, Б.С. Гершунский, B.C. Леднев, А.Н. Леонтьева, Т.Н. Мальковская, A.B. Петровский, В.Д. Семенов, И.Ф. Харламов, Г.П. Щедровицкий.
Проблемы высшего образования, его современное состояние и перспективы развития рассматривались в работах Л. Амбаевой, Т. Бархатовой, В. Зернова, Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнова, М.В. Петропавловского, Г. Шило.
При анализе качества высшего образования, мы опирались на теоретико-методологические разработки таких авторов, как В.А. Кальней, В. Качалов, В.П. Панасюк, Б. Прудковский, А. Субетто, С.Е. Шишов, Е.А. Шуклина, Ю. Яковлев и другие. Существенное методологическое и методическое значение для анализа проблемы имели подходы, заложенные в исследованиях В.П. Беспалько, A.C. Запесоцкого, А.П. Егоршина, В. Моисеева, Л. Романовой, А. Савельевой, М. Поташник, Б. Прудовского и др.
За рубежом мониторинг достаточно давно используется в социологии, в психологии, в образовании (П. Графманс, Д. Барсун, Б. Блум, Д. Вилмс, П. Мортимор, Л. Андерсон, К. Гриппе, С. Брокфилд, Н. Гронлунд и др.).
Среди отечественных исследователей этой проблемой занимаются А.Н. Майоров, Л.Б. Сахарчук, Н.А. Селезнева, Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, А.И. Субетто, А.И. Севрук. Появились работы, связанные с применением мониторинга в общеобразовательном учреждении (В.А. Кальней, С.Е. Шишов), и работы, в которых концепция мониторинга переносится в высшую школу (М.В. Миронова).
Федеральный интернет-экзамен объектом анализа становится редко. Можно назвать работы В. Киселевой, В. Наводнова, К. Новоселовой, в которых обосновывается необходимость проведения ФЭПО, выделяются его функции при оценке качества образования.
Объектом исследования в нашей работе выступает федеральный интернет-экзамен. Предмет – специфические особенности проведения ФЭПО в УдГУ.
Целью работы можно обозначить анализ особенностей проведения ФЭПО в УдГУ с акцентом на его специфику как мониторингового исследования качества образования.
Задачи исследования:
Выявить специфические характеристики модернизации российского образования.
Концептуализировать понятие «образовательный мониторинг».
Обозначить функции проведения ФЭПО.
Выявить отношение преподавателей к ФЭПО.
Проанализировать отношение студентов к интернет-экзамену.
Основными методом теоретической части работы является анализ литературы, эмпирической – опрос студентов и преподавателей УдГУ.
Социолизация ребенка в семье
Социолизация ребенка и его вхождение в свет людей начинается с самого рождения. Первым человеком в этом процессе становится мать. Именно она дает ребенку большую часть своей жизни, дает первые примеры любви, нежности, заботы, учить ребенка общаться с другими людьми. Вступая в жизнь, ребенок должен ...
Сущность и значение индивидуального подхода
Прогрессивные педагоги во все времена уделяли внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям. Интересные открытия и выводы по этому вопросу сделал Я. А. Коменский. В его педагогической системе четко обозначались такие важные положения: весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить ...
Развитие фонетико-фонематической стороны речи в
онтогенезе
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам. Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата. Периферическим отделом речедви ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.