Педагогика и образование » Развитие творческого воображения младшего школьника с нарушением слуха » Развитие воображения ребенка-школьника с сохранным слухом и недостатками слуха

Развитие воображения ребенка-школьника с сохранным слухом и недостатками слуха

Страница 4

По мнению отечественных психологов, развитие воображения ребенка во многом определяется овладением им обобщающим значением слова. Исследованиями Р.М. Боскис, Ж.И. Шиф выявлена специфика в овладении обобщениями неслышащими и слабослышащими детьми. Первоначально усвоенная предметная отнесенность значения при последующем формировании словесных обобщений мало уточняется, в результате чего слово приобретает или слишком широкое, неопределенное значение или слишком узкое. Поэтому слова, которыми обладает ребенок с нарушенным слухом, выступают для него в весьма ограниченном и своеобразном значении. Понятия ребенка, отмечает Р.М. Боскис, часто «не совпадают с понятиями взрослых по своему значению… и по всей предметной отнесенности».

Учитывая, с одной стороны, значимую роль речи в развитии воображения ребенка и, с другой – своеобразие формирования речи в условиях нарушения деятельности слухового анализатора, еще раз подчеркнем необходимость специальной работы по развитию воображения неслышащих детей.

Как уже было отмечено, на сегодня еще мало исследований, посвященных изучению воображения лиц с нарушенным слухом. Поэтому значительный интерес имеют исследования, направленные на изучение других психических функций глухих и слабослышащих детей, так как, учитывая характер их взаимосвязи с воображением, можно прогнозировать своеобразие функционирования данного психического процесса.

Как показывают исследования, процессы мышления и памяти у ребенка с нарушенным слухом специфичны. Отмечаются трудности осмысления ими одного и того же объекта с различных позиций и включения его в разные системы связей, что свидетельствует о недостаточной динамичности их мыслительной деятельности. В процессе изучения причинно-следственного мышления были выявлены особенности в развитии этого процесса у неслышащих школьников, которое выражается в смешении ими причины явления со следствием, неумении дифференцировать значения слов «потому что» и «поэтому», трудностях в принятии задания. Дети лучше обнаруживают связь причины со следствием при опоре на наглядный материал, вербальные же задания выполняются ими с большими трудностями или не выполняются вовсе.

Как указывалось, возникшие отклонения в развитии психических процессов у детей с нарушенным слухом могут быть в значительной степени преодолены в процессе специальной коррекционной работы.

Однако такая работа достигнет своей цели только в том случае, если она будет организована с учетом закономерностей и особенностей развития и функционирования каждого психологического процесса.

Для полноценного развития творческого воображения ребенка необходимо наличие у него определенного запаса представлений об окружающей действительности, о чем уже упоминалось ранее. Однако обогащение чувственного опыта ребенка не является единственным условием и способом развития его фантазии, поскольку специфика воображения заключается не только в накоплении представлений об окружающем мире, сколько в реорганизации этих представлений, их изменений, переконструировании.

В практике школьного обучения основной акцент, к сожалению, делается именно на факторе богатства чувственного опята, специфика же процесса воображения, т.е. комбинаторный характер его деятельности, практически не учитывается. Для формирования воображения наряду с постоянным обогащением опыта ребенка необходимо еще и развитие способностей у него к переконструированию, комбинированию этого опыта. Формирование структурных компонентов творческого воображения, т.е. накопление представлений об окружающей действительности создает как бы предпосылку, возможность для развития фантазии, а степень реализации этой возможности определяется сформированностью у ребенка операционных компонентов – приемов и способов переконструирования имеющихся представлений. Таким образом, только одновременное развитие и структурных, и операциональных представлениях компонентах воображения может обеспечить полноценное формирование и функционирование данного процесса.

В психологии воображение рассматривается как своеобразная отражательная деятельность сознания, основной механизм которой состоит в активной переработке имеющегося опята. Отражение окружающего мира возможно лишь в процессе активного взаимодействия субъекта с субъектом, т.е. в процессе деятельности. Психика человека, его сознание существует и может формироваться лишь в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). Сам процесс формирования действий в уме осуществляется первоначально на базе внешних действий, максимально развернутых и лишь затем путем поэтапной обработки переходят во внутренний план, в план сознания. Анализ структуры внутренних умственных действий, с одной стороны, и внешних предметных – с другой показывает их принципиальную аналогичность.

Поскольку сущность воображения составляют механизмы по переконструированию опята, являющиеся разновидностью умственных действий, следовательно, необходимым условием их формирования является включение субъекта в активные формы деятельности, и прежде всего предметно-практической. Максимальное использование возможностей внешней, предметной деятельности для формирования комбинаторных механизмов воображения обеспечит успешность их функционирования в дальнейшем.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Формирование экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира
Одной из главных задач экологического образования на современном этапе является формирование у младшего школьника экологических знаний. Экологическое образование младших школьников естественно строить через интегрированное обучение. В отечественной педагогике еще на рубеже XIX-XX вв. была выдвинута ...

Возможности использования элементов программированного обучения в реализации содержания курса информатики в основной школе
Как уже говорилось, использование элементов программированного обучения на уроках информатики предназначено для реализации практических целей, указанных в "Стандарте основного общего образования по информатике и информационным технологиям" и в "Примерной программе основного общего об ...

Белки. Нуклеиновые кислоты
Задача 1. Серповидная анемия возникает на почве замены одного аминокислотного остатка – глутаминовой кислоты – на остаток валина в b-полипептидной цепи молекулы гемоглобина. Фрагмент цепи нормального гемоглобина: -глу-глу-лиз-. Фрагмент цепи аномального гемоглобина: -вал-глу-лиз- (глу-глутаминовая ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.1231