Педагогика и образование » Развитие экономического мышления - путь социализации личности учащихся

Развитие экономического мышления - путь социализации личности учащихся

Страница 1

Цель: рассмотрение системы формирования экономического мышления, как одного из путей социализации личности учащихся.

Задачи:

1. Определить понятие социализации и доказать, что формирование экономического мышления действительно является средством социализации личности учащихся;

2. Обобщить и описать свой опыт формирования экономического мышления.

В современном обществе школа выполняет те задачи, которые на других этапах развития общества выполняли несколько социальных институтов (например: семья, неформальные детские организации и объединения и т.д.). Школа как бы выступает в роли механизма, осуществляющего первоначальную дифференциацию общества, формирующего социальный статус человека, помогающего ему адаптироваться к разным социальным условиям. Система образования является одним из важнейших факторов стабильности общества, социальным регулятором отношений между обществом и школой, ибо как содержание образования формируется под влиянием общества, так и общество изменяется под влиянием образования.

В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте глобальных образовательных тенденций, которые получили название "мегатенденции". К их числу относятся массовый характер образования и его непрерывность как новое качество; значимость как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности; адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности; ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия. Важнейшая черта современного обучения - направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их. Эти образовательные ориентиры к началу 90-х годов получили международное признание в качестве рабочих ориентиров во многих программах ЮНЕСКО.

По данным специалистов Министерства образования РФ в настоящее время почти половина российских школьников в том или ином виде изучают экономику. Накоплен достаточный опыт внедрения школьного экономического образования в разных регионах страны.

Однако, несмотря на довольно длительный период становления и накопленный опыт, можно выделить некоторые проблемы в преподавании этого важнейшего с точки зрения формирования мировоззрения и общей культуры учащихся, предмета.

Во-первых, экономика как школьная дисциплина во многом определяется тем, что ее преподавание либо пришло в среднюю школу из высшей, либо ориентируется на высшую школу. И в том, и в другом случае преподавание предполагает ориентацию на освоение учащимися целой системы экономических понятий и концепций. Очевидно, что возникает противоречие между высокими требованиями к уровню образования и ограниченными возможностями усвоения знаний учащимися.

Во-вторых, существует проблема перехода из школы в ВУЗ. Школа и высшее учебное заведение – это две последовательные образовательные системы. При переходе из одной системы в другую происходит изменение целей, принципов, содержание, методов и форм учебного процесса. Первокурсники часто испытывают тяжелейший стресс, осознав свою неготовность учиться в соответствии с предъявляемыми к ним новыми требованиями, при этом они затрачивают массу сил напрасно, прежде чем им удается овладеть необходимыми образовательными навыками.

В-третьих, существует общая проблема адаптации учащихся к сложным условиям рыночной экономики. Старшеклассник, готовящийся к самостоятельной жизни независимо от избираемой области профессиональной деятельности, должен уметь ориентироваться в экономических вопросах и проблемах, что позволит ему уверенно чувствовать себя в дальнейшем. Выпускнику просто жизненно необходимо морально, психологически и практически быть готовым к труду в условиях рыночной экономики, ему необходимо помочь осознать, что личный успех зависит от профессиональной и экономической грамотности, трудолюбия, инициативы, предприимчивости и творчества.

Возникает вопрос – как подготовить школьников наилучшим образом для того, чтобы переход из одной системы в другую был бы психологически безболезненным. Знания и способы получения знаний, освоенные школьниками должны помочь им максимально быстро адаптироваться в новой среде и явиться основой дальнейшего обучения и жизни.

Мне представляется, что одним из возможных способов решения названных противоречий и повышения эффективности экономического образования может стать формирование системы экономического мышления как средства социализации личности учащихся. Школа всегда была призвана обучать и воспитывать подрастающее поколение исходя из реальных требований жизни и с учетом назревающей социально-экономической перспективы, т.е. отражать и опережать происходящие в обществе изменения, готовить учеников к адекватному восприятию общества и производства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Границы младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет ...

Самостоятельная работа как основная составляющая педагогических технологий
Организация самостоятельной работы, руководство ею это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятель ...

Описание диагностической программы
Нами проводилось исследование сформированности лексики у детей дошкольного возраста. В исследовании принимали участие 10 детей с ОНР, посещ ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru