Задача 1. Серповидная анемия возникает на почве замены одного аминокислотного остатка – глутаминовой кислоты – на остаток валина в b-полипептидной цепи молекулы гемоглобина. Фрагмент цепи нормального гемоглобина: -глу-глу-лиз-. Фрагмент цепи аномального гемоглобина: -вал-глу-лиз- (глу-глутаминовая кислота; лиз-лизин; вал-валин). Изобразите эти фрагменты при помощи химических формул.
Решение.
Фрагмент цепи аномального гемоглобина
.
Фрагмент цепи нормального гемоглобина.
Задача 2. В полипептидной цепи фиброина шелка повторяются фрагменты типа: -ала-гли-ала-гли. Напишите химическую формулу такого фрагмента, где ала-аланин, гли-глицин.
Решение.
СН3 СН3
| |
.–NH–CH–CO–NH–CH2–CO–NH–CH–CO–NH–CH2–CO– .
Задача 3. При изучении желатина в качестве его модели используют синтетический полипептид полиглицин. Составьте реакцию поликонденсации глицина и приведите структурную форму полиглицина.
Решение.
NH2–CH2–COOH + H2N–CH2–COOH + H2N–CH2–COOH + .®
nH2O + H2N–CH2–CO–NH–CH2–CO–NH–CH2–CO– .(–NH–CH2–СО–)n
Задача 4. Почему происходит уменьшение веса мяса и рыбы после их тепловой обработки?
Решение. Во время тепловой обработки происходит денатурация белков мяса или рыбы. Белки становятся практически не растворимыми в воде и отдают значительную часть содержащейся в них воды, при этом масса мяса, например, уменьшается на 20-40 %.
Задача 5. О чем свидетельствует образование «хлопьев» во время варки мяса?
Решение. Если мясо погрузить в холодную воду и нагревать, то растворимые белки из наружных слоев мяса переходят в воду в количестве до 0,2 % от массы мяса. Во время варки происходит их денатурация, при этом образуются хлопья (пена, всплывающая на поверхность).
Задача 6. Установите структуру нуклеотида, имеющего молекулярную формулу C10H14N5O8P.
Решение. Общая формула нуклеотидов:
где X — Н (для дезоксирибонуклеотидов) или —ОН (для рибонуклеотидов), Y — азотистое основание. Согласно молекулярной формуле нуклеотида, в состав основания Y входят пять атомов азота, пять атомов углерода (другие пять атомов углерода входят в состав остатка углевода — рибозы или дезоксирибозы) и один или два атома кислорода. Единственное азотистое основание, удовлетворяющее этим требованиям, — гуанин:
Поскольку в состав нуклеотида входят 8 атомов кислорода, а в состав остатков фосфорной кислоты и основания — пять (четыре из кислоты и один из основания), то остаток углевода должен содержать три атома кислорода, т. е. X = ОН; углевод — рибоза. Искомый нуклеотид построен из остатков рибозы, гуанина и фосфорной кислоты. Его структурная формула:
Ответ. Нуклеотид построен из остатков рибозы, гуанина и фосфорной кислоты.
Задача 7. Напишите формулы протеиногенных аминокислот, имеющих в растворе кислую реакцию. Благодаря чему они имеют кислую природу?
Решение:
![]() |
Они являются моноаминодикарбоновыми, содержащие одну аминную и две карбоксильные группы, благодаря чему они и являются кислыми.
Задача 8. Напишите формулы протеиногенных аминокислот, имеющих в растворе щелочную реакцию. Ответ обоснуйте.
Решение:
![]() |
Задача 9. В одном из белков содержится 0,32% серы. Какова его относительная молекулярная масса, если предположить, что в молекуле содержится только один атом серы?
Решение: Молекулярная масса вещества будет во столько раз больше атомной массы серы, во сколько 100% больше 0,32%:
, отсюда
Следовательно, относительная молекулярная масса белка 10000.
Историко-педагогическое осмысление системы народного воспитания
Исследования проблемы народного воспитания современными учеными дают право утверждать, что в педагогической науке сложилась концепция народной педагогики, установлен ее предмет, определены источники, принципы, методы, характерные особенности. Но необходимость получения обоснованных данных педагогич ...
Самостоятельное изучение произведений. Вопросы репертуара
Хорошей формой воспитания самостоятельности учащегося может быть задание приготовить произведение без всякой помощи со стороны. Конечно, пьесы подбираются такие, чтобы ученики вполне могли с ними справиться: трудность должна соответствовать исполнительским возможностям учеников. Пьесы эти должны бы ...
Цель, этапы, содержание опытно-экспериментальной работы по решению проблемы
исследования
Целью экспериментальной работы явилась проверка эффективности воздействия предлагаемых нами педагогических условий в рамках разработанной процессуальной модели, реализуемой в воспитательно-коррекционной программе предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ор ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.