Педагогика и образование » Развитие экономического мышления - путь социализации личности учащихся

Развитие экономического мышления - путь социализации личности учащихся

Страница 2

Новое поколение должно иметь конвертируемое образование, а важнейшим элементом последнего являются экономические знания и умение экономически мыслить. Сегодня мало кого надо убеждать в значимости экономических знаний в жизни человека. Экономика стала одним из предметов, который отвечает задаче социализации.

Социализацию можно рассматривать как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу, или общность. Формирование человека как представителя данной группы, т.е. носителя ее ценностей, норм, установок, ориентаций и т.п., предполагает выработку у него необходимых свойств и способностей. Как известно, социализация личности - противоречивый процесс. С одной стороны, он предполагает адаптацию человека к обществу (типизацию), а с другой - обособление (отчуждение) человека от общества (индивидуализацию). Эти тенденции по-разному проявляются на тех или иных стадиях социального развития и у различных индивидов. Но только сочетание обеих тенденций приводит к формированию активной жизненной позиции человека.

Экономическую социализацию определяют как процесс превращения человека в полноправного члена экономического сообщества. Какой бы ни была глубина экономических знаний, каждый человек вынужден разрешать массу экономических ситуаций. Выводы, к которым он при этом приходит, отражаются на его решениях как потребителя или инвестора, работника или предпринимателя и, в конце концов, на политических решениях. Чем осознаннее и качественнее будут приниматься решения каждым гражданином, тем выше будет его благосостояние и благосостояние всего общества в целом.

На необходимость и важность экономической подготовки русские ученые-педагоги указывали еще в 19 веке. Так, К.Д. Ушинский, обращая внимание на связь педагогики с политэкономией, географией и др. науками, выдвинул задачу подготовки подрастающего поколения к экономической жизни общества.

В практической деятельности и педагогических трудах А.С. Макаренко большое место отводится воспитанию сознательного хозяина. Для этого "воспитанники должны знать экономическую целесообразность и сущность производственного процесса, способы эффективного труда, а также включаться в хозрасчетные отношения, ибо хозрасчет – замечательный педагог, позволяющий реально ощутить плоды своей работы, хозяйственные заботы, ответственность за порученное дело".

Экономическое образование важно для учащегося не только с информативной точки зрения. Оно дает основу для понимания роли и прав человека в обществе, воспитывает рациональные ценностные нормы. Например, изучая проблему ограниченности ресурсов, ученик узнаёт, что дискриминация является ее неизбежным последствием. Но надо видеть в ней законную и противоправную части: дискриминация по причинам убеждений, возраста, пола, расы должна преследоваться законом, в то время как дискриминация по причинам способностей, мастерства, знаний, трудолюбия должна поощряться.

Экономические знания целенаправленно воздействуют и на нравственное развитие школьников. Знакомясь с рыночной экономикой, ученик узнает, что одним из элементов рынка является деловая этика, подрыв которой наносит ущерб эффективности экономики в целом. В рыночной системе соблюдение честного слова может дать кредитов не меньше, чем материальные гарантии. Понятие экономической эффективности рассматривается как ситуация, при которой любое новое изменение комбинации факторов производства уже не может принести кому-то выгоду без одновременного нанесения ущерба другому. К этой же категории устранявшихся экономических понятий относится и знаменитый оптимум В. Парето: оптимально то решение, которое не ведет к ущербу для любой из сторон.

Основы экономических знаний позволяют усвоить, что рыночная экономика политически основана прежде всего на безусловной защите прав человека вообще, а не только имущественных. В то же время выясняется, что частная собственность является одним из наиболее эффективных гарантов прав человека. Защита интересов не абстрактного (как в плановой экономике), а конкретного человека — потребителя — является объективным законом рыночной экономики и корректирующей ее экономической деятельности государства.

Тем самым экономические знания способствуют активному восприятию школьников таких общечеловеческих ценностей, как демократия, правовое государство, гражданское общество, права человека, конкуренция, рынок и др.

Эти знания, помимо чисто экономической составляющей, невозможно оторвать от информации о политической системе, правовой основе и социальной структуре общества, его деловой культуре и культурно-мировоззренческих вопросов.

В настоящее время в российских школах реализуется четыре концепции преподавания экономики:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Воля и нравственность
Это психический механизм деятельности, подчиненной получению отдаленного результата, к тому не редко вероятного. Воля может развиваться тол ...

Этапы проблемного обучения
Постановка педагогом проблемных ситуаций ставит своей целью активизацию усилий учащихся по разрешению соответствующего противоречия. В педа ...

Методы, условия, средства развития ловкости
Ловкостью называется способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а так же умение действовать в изменяющихся условиях ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru