Педагогика и образование » Востребованность в допрофессиональной подготовке учащихся старших классов города Асбеста » Образование как капитал

Образование как капитал

Страница 1

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества в целом. Опыт индустриально-развитых стран показывает распространенную во многих слоях общества высокую личностную ценность образования. Увеличивается взаимовлияние образования и формирования человеческого капитала.

Понятие «человеческий капитал» вошло в научный лексикон сравнительно недавно (в середине 20 в.) вместе с теорией человеческого капитала. Главные направления данной теории были сформулированы виднейшими исследователями: Г. Беккер, У. Боуэн, Т. Шульц и др. В это время, в эпоху научно-технической революции и преобразований в структуре производительных сил, фактором экономического роста становится непосредственно сам работник и его знания и умения. Именно эти факторы определяют качество внедрения инноваций и их разработки. Эффективность использования основных ресурсов все больше зависит от того, насколько работники морально и материально заинтересованы в достижении высоких конечных результатов.

Г. Беккер в своей работе «Человеческий капитал» вводит понятие «специального человеческого капитала» - только те навыки, которые представляют интерес для какой-либо одной фирмы, какого-либо одного вида деятельности. О. Тоффлер использует понятие «символического капитала – знания», который в отличие от традиционных форм капитала неисчерпаемо и одновременно доступно бесконечному числу пользователей без ограничений.

Однако в научный оборот это понятие вводит французский социолог П. Бурдье. В основании этого нового типа капитала лежит уровень образования, а само обращение к этому термину свидетельствует о коренных изменениях социальной системы. Понятия «капитал», разработанный К. Марксом, становится явно недостаточно для того, чтобы анализировать процессы, происходящие в современном обществе.

При рассмотрении П. Бурдье природы различных благ, которые индивиды ставят на карту в борьбе за занятие определенных позиций в поле, привело его к выводу, что за всем богатством и разнообразием ставок скрываются три большие группы, три категории капиталов:

экономический капитал – обладание материальными благами, к которым, исходя из их роли всеобщего эквивалента любого товара, можно отнести деньги, помогающие занять преимущественное место в поле, а также и любой товар в широком понимании этого слова;

культурный капитал – образование (общее, профессиональное, специальное) и соответствующий диплом, а также тот культурный уровень индивида, который ему достался в наследство от его семьи и усвоен в процессе социализации;

социальный капитал – ресурсы, связанные с принадлежностью к группе: сеть мобилизующих связей, которыми нельзя воспользоваться иначе, как через посредство группы, обладающей определенной властью и способной оказать «услугу за услугу» (семья, друзья, церковь, ассоциация и т.п.).

А также символический капитал – разновидность социального – обладание определенного авторитета, репутации. Это капитал признания группой равных и внешними инстанциями.

По мнению П. Бурдье, распределение капиталов между агентами проявляются как распределение власти и влияния в этом пространстве. Позиции агентов в социальном пространстве определяются объемом и структурой их капиталов. Экономический и культурный капиталы являются источниками власти для тех, кто ими обладает персонально, что дает агенту власть над теми, у кого этого капитала меньше или кто его лишен. В определенном поле культурный капитал (дипломы, знания, культурные коды, уровень речи, манеры), социальный капитал (связи, сети влияния) и символический капитал (честь) являются столь же важными ресурсами, что и экономический капитал (финансы, наследство) для определения и завоевания социальных позиций. Неравное распределение капиталов объясняет различные стратегии действующих лиц и способов подхода к ситуации.

По мнению исследователя Т. Стоуньер, человеческий капитал – важнейший ресурс постиндустриального общества. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалификационная рабочая сила способна управлять высокотехнологическим процессом. Кроме того, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для создания богатства общества.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Оценка двигательного, нервного и речевого развития ребенка
Новорождённый: Положение на животе (ПЖ): руки и ноги согнуты. При прикосновении к ступням пытается ползти. Ребенок способен повернуть голову в сторону, освободив лицо для свободного дыхания. Положение на спине (ПС): Прочно охватывает палец врача или матери. При поглаживании щеки ищет грудь, соверша ...

Понятия «умственное развитие» и «умственное воспитание»
Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказы ...

Девиантное поведение, сущность и причины
Девиантное поведение обычно трактуется как «поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества». В учебном пособии по социальной педагогике под редакцией М.А. Галагузовой отмечается, что девиации включают в себя девиантное (нарушение соответствующих во ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0045