Педагогика и образование » Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников » История введения экскурсий в курс "Окружающий мир"

История введения экскурсий в курс "Окружающий мир"

Страница 1

Экскурсии всегда привлекали людей. Содержание экскурсионной работы школьников, как и сам характер экскурсии, претерпело длительную эволюцию. Еще в XVII веке идея изучения окружающего мира путем организованных наблюдений в природе принадлежала Коменскому Я. А.: необходимо начинать изучение не со словесных толкований, а с реальных наблюдений. "… источником знаний о природе являются наблюдения. Начало познания должно всегда начинаться с осязания, потому что ничего не существует в познании, чего раньше не было в ощущениях, поэтому и ученье необходимо воспринимать не словесными объяснениями вещей, а предметным наблюдением их".

Русский педагог Ушинский К.Д. (1824 - 1870) разрабатывая методику первоначального обучения родному языку, высказал ряд ценных идей для методики преподавания естествознания в начальной школе. Прежде всего, науки о природе Ушинский К.Д. ставил на первое место в плане образовательного и воспитательного воздействия на младших школьников, т.к естественные науки "начинают занимать детский ум прежде всего…".

С материалистических позиций к пониманию процесса познания подошел Ушинский. Это позволило ему правильно определить путь обучения: от конкретного к абстрактному, от представлений к понятиям. Русский педагог высказал ценные мысли о методике ведения наблюдений. Мало видеть, надо "зорко смотреть на предстоящий предмет, замечать его особенности". Словом, видеть его "со всех сторон и в среде тех отношений, в которые он поставлен".

Другим виднейшим педагогом XIX века был Герд А.Я. (1841 - 1888) считал, что изучать природу надо с широким применением наглядности, на натуральных объектах, по возможности в самой природе. Он не только выдвинул наблюдение как важнейший метод познания природы, а наблюдательность как ценнейшее качество личности, но и дал интересные рекомендации к методике ведения наблюдений, определил некоторые требования к наблюдениям. "Наблюдения должны быть возможно полными и никак не ограничиваться одними внешними признаками… наблюдения не должны быть отрывочными… Наконец, наблюдения не должны быть однообразны… Преподаватель руководит наблюдениями детей". Очень важно заставлять ребенка в процессе наблюдения сравнивать, выделять признаки предметов. Герд дает подробные материалы к наблюдениям за различными объектами неживой и живой природы, выделяет формы организации наблюдений - коллективные и самостоятельные. Таким образом, Герд разработал такую методику наблюдений в природе, которая обеспечивает их необходимую полноту, последовательность, постепенное их расширение и углубление.

Большое значение Герд А.Я. придавал методике проведения экскурсий. Так, он указывает, что "преподавателю необходимо заранее основательно ознакомиться с местом экскурсий", наметить объекты для изучения. Для успешности экскурсий очень важно, чтобы учитель сам узнал природу и полюбил это занятие. Герд выдвинул положение о том, что экскурсии надо проводить не только весной и осенью, но и зимой, что зимние экскурсии в значительной степени оживят преподавание естественных наук в это время года.

Вторая половина XIX века Семенов Д.Д. (1835 - 1902) предлагал использования экскурсионной формы обучения: "лучше всего начинать преподавание природоведения с изучения природы той местности, на которой живут учащиеся… Посредством сравнения близких предметов с отдаленными, посредством занимательных рассказов дети незаметно получают самые верные понятия различных явлений природы …".

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Особенности словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при который у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Р.Е. Левина и другие учёные выделяют три уровня речевого развития, отражающ ...

Особенности и средства народного воспитания на современном этапе развития педагогики
Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов привычек нравственного поведения. Среди исследователей народной педагогики нет ед ...

Организация учебной деятельности как один из путей развития учебной мотивации учения
Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, то какова структура учебной деятельности, – от всего этого во многом зависит результат обучения. Отнош ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.023