Педагогика и образование » Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников

Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников

В начале 90-х годов XX века в стране начался процесс обновления начального образования, ориентированный на принципиальное изменение в понимании целей обучения. На первый план были выдвинуты развивающая функция обучения, становление и развитие личности младшего школьника. Развитие наблюдательности - одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовать при организации изучения окружающего мира.

Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру. Наблюдения могут осуществляться в процессе экскурсий - этой специальной формы организации обучения или как часть урока.

Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный.

Экскурсия является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым, развивая познавательную активность младшего школьника.

Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта, видеть существенное, не выделяющееся из окружающего (наблюдательность); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания к объектам природы.

Не случайно многие прогрессивные ученые и методисты прошлого неоднократно подчеркивали важность развития наблюдательности на экскурсиях. Это такие известные ученые как Вахтеров В.П., Герд А.Я., Зуев В.Ф., Новиков Н.И., Скаткин М.Н., Сонгайло К.А., Ушинский К.Д. и др. Способствовало этому также распространение работ чешского педагога А.Я. Коменского. Рекомендации о проведении экскурсий появились в "Уставе народных училищ" (1786), в "Школьном уставе" (1804).

В то же время, на практике мы видим, что количество экскурсий по сравнению с классными уроками незначительно - обычно не более 3-5 в год. Это связано с тем, что далеко не все изучаемые объекты и явления можно наблюдать в окрестностях школы, своего населённого пункта.

Тем не менее, учитывая высокую эффективность правильно организованной экскурсии, учителю целесообразно использовать каждую возможность для экскурсионного изучения окружающего мира, вопросов взаимоотношений человека и природы.

Таким образом, актуальность проблемы, её научная и практическая значимость обусловили выбор темы исследования - роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников.

Цель исследования - обосновать роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников.

Объект исследования - экскурсии по естествознанию в начальных классах.

Предмет - влияние экскурсий на развитие наблюдательности младших школьников.

Гипотеза - систематическое проведение природоведческих экскурсий с использованием серии психолого-педагогических приемов окажут положительное влияние на развитие наблюдательности как качество личности младшего школьника.

Задачи исследования:

изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

определить особенности психических процессов младших школьников;

изучить и проанализировать методику внедрения экскурсий в процесс естественнонаучного обучения младших школьников;

разработать и внедрить в процесс естественнонаучного обучения серию природоведческих экскурсий с использованием психолого-педагогических приемов, способствующих развитию наблюдательности младших школьников.

Методы исследования:

наблюдения;

опытно-экспериментальная работа;

беседа;

тестирование.

Еще по теме:

Возможности использования элементов программированного обучения в реализации содержания курса информатики в основной школе
Как уже говорилось, использование элементов программированного обучения на уроках информатики предназначено для реализации практических цел ...

Планы уроков по технологии
План урока №1 Тема: Курица фаршированная Класс: 8 Время: 45 мин. Образовательные цели - учащиеся должны усвоить следующие знания: 1. Ознако ...

Состояние поликультурного воспитания. Основные проблемы и тенденции развития
Вопросы демократизации воспитания и общества должны решаться с учетом того, что подавляющее число государств не является гомогенным ни в эт ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru