Педагогика и образование » Роль семьи в обучении и воспитании детей с нарушениями речи » Роль семьи в развитии ребенка

Роль семьи в развитии ребенка

Страница 2

Следует подчеркнуть, что современная психология достаточно определенно очерчивает временные рамки всех наиболее важных периодов развития индивида. Так, впервые пять лет жизни у человека в основном формируется структура личности. В этот период ребенок особенно уязвим; физически, социально, эмоционально зависим от семьи, в которой полностью или частично удовлетворяются его потребности. Ведущую роль при этом играют родителя, и другие близкие родственники. Опыт взаимоотношений с ними служит для ребенка школой социального общения. В этот период он должен приобрести чувство доверия к окружающему миру сформировать у себя позитивное самоощущение, что впоследствии послужит ребенку опорой для приобретения нового жизненного опыта, гарантией правильного перехода к следующим фазам развития. Напротив, недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере эмоциональных отношений окружающих взрослых и в своих экстремальных формах может даже привести к страху перед общением.

Поскольку взрослый начинает общаться с ребенком, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, его поведение является главным условием формирования потребности ребенка в общении. Об этом убедительно пишет, в частности, М.И. Лисина, подчеркивая, что именно по примеру взрослого ребенок, в конце концов, втягивается в эту деятельность.

Зарубежные исследователи обращают внимание на связь между тесными и теплыми взаимоотношениями матери и ребенка в младенчестве и большой самостоятельностью ребенка в раннем детстве. Отмечаются также связь между дефицитом эмоционального контакта в младенчестве и агрессивностью в подростковом возрасте.

По мнению ряда ученых, имеется положительная связь между отзывчивостью матери и познавательным развитием малыша. Э. Эриксон считает тесный контакт ребенка с матерью в младенчестве фундаментальной основой развития самостоятельности, уверенности в себе, независимости и в то же время теплого и доверительного отношения к другим. Включенный в эти отношения, ребенок к концу первого полугодия уже оказывается в состоянии дифференцировать собственное «Я» от «не Я» матери. Этот период считается наиболее сензитивным в развитии отношений, получивших название «поведения привязанности».

Ряд исследователей установили, что для детей, растущих в атмосфере отвержения, характерны повышенная эффективность, недостаточность контроля эмоциональной жизни, эмоциональная незрелость, агрессивность, антагонизм, более высокая возбуждаемость. По данным В.И. Гарбузова, дети со временем начинают оценивать неприятие как агрессию со стороны родителей, оно остановится хронической психотравмой, сопровождается тревожностью и агрессивностью. Тревожность модифицируется в ощущение неполноценности, в невротическое стремление к сверхзащите, а агрессивность при наличии неосознанного чувства вины, в аутоагрессивность.

Классификацию типов нарушения семейного воспитания, наблюдаемых по отношению к детям, страдающим неврозами, неврозоподобными состояниями и акцентуациями характера, предложил Э.Г. Эйдемиллер:

1. Потворствующая гиперпротекция – ребенок находится в центре внимания семьи, и семья стремится максимально полно удовлетворить его потребности.

2. Доминирующая гиперпротекция – ребенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много времени и сил, лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты.

3. Эмоциональное отвержение – игнорирование потребностей ребенка, жестокое обращение с ним.

4. Повышенная моральная ответственность – в воспитании сочетаются высокие моральные требования с невниманием и недостатком заботы со стороны родителей.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Необходимость исполнительской и педагогической практики
В первую очередь следует отметить необходимость уже в учебном заведении поставить учащихся в условия, в известной мере приближающиеся к условиям их будущей практической работы. Разумеется, на разных этапах обучения степень подобной приближенности будет различной: на первых курсах училища — меньшей, ...

Организация детской культурно-досуговой деятельности в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка»
12 января 2012 г., в Молодечно открылся новый детский сад №7 «Сказка». Подобного события в городе не случалось более 20 лет. Всего в Минской области насчитывается 690 детских дошкольных учреждений. Целью работы ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» является разностороннее развитие и социализация ...

Педагогические условия организации эстетической воспитательной среды в процессе обучения учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии
Проведение в предыдущем параграфе системно - структурного анализа обучения учащихся 5-7 классов технологии кулинарии изучение опыта обучения данному модулю сложившегося в практике современной общеобразовательной школы позволили выявить её место и роль в содержании программного материала образовател ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved 0.7323