Главный источник конфликта подростка и взрослого – это ограничение внутренней свободы, с помощью которой ребёнок пытается изменить прежний тип взаимоотношений. То есть надо учитывать интересы ребёнка, надо давать ему проявлять инициативу.
Это конфликт между взрослым и личностью, стремящийся к разнообразию совместной деятельности и теми, кто её ограничивает.
Осложнение взаимоотношений часто возникает потому, что у взрослого ещё сохраняется стереотип восприятия как ребёнка. Иногда взрослые не могут чётко аргументировать свои требования и в качестве основного: критерия приводят своё превосходство в возрасте. Конфликт между подростком и взрослым часто возникает по причине расхождения мнений родителей и подростков о правах и обязанностях детей и взрослых. Если взрослый осознаёт причину протеста и берёт инициативу на себя в изменении взаимоотношений, тогда перестройка этих отношений безболезненна. В иных случаях – конфликт. Подростки стремятся найти понимание и сочувствие со стороны взрослых.
В подростковом возрасте в процессе учебно-тренировочной деятельности совершенствуется мышление. Основной особенностью мыслительной деятельности является постепенный переход к абстрактному мышлению, но наглядно-образное мышление не исчезает, совершенствуется и в некоторых случаях является ведущим. Важнейшим интеллектуальным приобретением подростков – умение оперировать гипотезами. В подростковом возрасте появляется способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, то есть на основе общих посылок путем построения гипотез, их проверки. Своеобразие данного уровня мышления заключается не только в переходе к абстракции, но и в том, что объектом внимания, анализа и синтеза являются собственные мыслительные операции подростка. Поэтому такое мышление часто называют рефлексивным. Контролируемой и управляемой становится речь в подростковом возрасте, развивается сложная, аналитико-синтетическое восприятие. Оно становится плановым, последовательным, всесторонним. Подросток обращает внимание и на то, что в глубине. Совершенствуется память и внимание. Развитие идёт по пути усиления их произвольности. Возрастает продуктивность памяти, развивается логическая память. Процесс запоминания – к мышлению, то есть установление взаимосвязи между отдельными частями материалов. В этом возрасте наблюдается ослабление двигательной памяти. У мальчиков в 11–12; 14–15 лет, у девочек к 12–15 годам. Увеличивается объем внимания, оно более устойчиво. Подросток может поддерживать внимание в течение 45 минут и с помощью переключения и распределения внимания следить за 4–6 объектами.
Дарвиш О.Б. (2003) говорит, что в этом возрасте происходят изменения в психике детей. Увеличение силы и подвижности нервных процессов влечет за собой повышение устойчивости внимания и интересов детей. Развитие оперативного мышления позволяет решать более трудные тактические задачи.
Принципы ученического самоуправления
Под принципами деятельности мы понимаем те ее основания, которые определяют главные направления, всю систему функционирования органов ученического самоуправления – содержание, методы, организацию, а также отношения, складывающиеся между участниками самоуправления. Теория социального управления насч ...
Использование
технологии webquest в самостоятельной работе студентов
Сегодня уже трудно представить работу учебных заведений без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. Работа с Интернет-ресурсами позволяет пройти студенту все этапы творческой деятельности. Начинается бурное осв ...
Конференц-связь по телефонному каналу
Наиболее простым способом использования средств телекоммуникации на пути к виртуальному классу является организация урока на основе конференц-связи по телефонному каналу, или аудиоконференция. Идея состоит в том, чтобы преподаватели и ученики, находящиеся в двух и более разных местах, могли говорит ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.