Педагогика и образование » Формирование двигательных умений у детей среднего школьного возраста

Формирование двигательных умений у детей среднего школьного возраста

Ещё в «Великой дидактике» Я.А. Коменский писал: «Человек должен учиться, чтобы стать тем, кем он должен быть». Действительно человеку, появившемуся на свет, не даны никакие умения и навыки, которые так необходимы для того, чтобы участвовать в жизни общества. Первое, чему начинает учиться вступающий в жизнь человек – двигательные действия. Обучение им продолжается всё время и в молодом, и в зрелом возрасте.

Человек познает новое о себе и об окружающем мире, расширяется и совершенствуется круг его знаний, умений и навыков, и это познание осуществляется через движения, посредством движений и в движениях.

Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности. Однако только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель обучения. В физическом воспитании обучение специфично. Суть специфики в том, что основная масса нового познается при освоении разнообразных двигательных действий, выступающих в форме физических упражнений.

Систематические занятия физическими упражнениями оказывают разностороннее воздействие на все органы и системы организма. Они способствуют укреплению и развитию опорно-двигательного аппарата, увеличению мышечной массы и уменьшению жировой. Также физические упражнения оказывают благотворное влияние на дыхательную и сердечнососудистую системы, на деятельность всех желёз внутренней секреции, а главное – приводят к более совершенной их регуляции, к лучшей согласованности, взаимной слаженности функций всех органов и систем организма.

Целью обучения в физическом воспитании школьников является формирование знаний о путях, средствах, методах физического совершенствования человека, жизненно важных двигательных умений и навыков и на этой основе – умений и навыков управления своим телом для решения разнообразных задач в различных сферах деятельности. Однако такой общей формулировки недостаточно для организации обучения двигательным действиям школьников среднего возраста.

Средний школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, т. к. именно в эти годы дети отличаются высокой пластичностью, большой возбудимостью нервной системы, лёгким образованием двигательных условных рефлексов [30]. Это позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.

Физические качества человека и его двигательные умения и навыки связаны между собой. Очевидно, что любому человеку, прежде всего, необходимо научиться какому-либо физическому упражнению (например, бегу), а уже потом с помощью него (физического упражнения) развивать физические качества (например, быстроту или выносливость). В процессе физического воспитания различают две методики: методика обучения технике двигательных действий, в основе которой лежат закономерности формирования двигательных умений и навыков, и методика воспитания физических качеств. К тому же, согласно Л.П. Матвееву (1991), двигательные способности – это комплексные образования, основой которых являются физические качества, а форма их проявления двигательные умения и навыки.

При развитии двигательных способностей в школьные годы необходимо учитывать сенситивные периоды, т.е. наиболее благоприятное время для их развития, которое приходится на тот или иной возраст. При овладении техникой какого-либо двигательного действия (прыжка в длину, броска в кольцо и др.) также немаловажно учитывать возрастные и психологические особенности ребёнка. Обучению двигательным действиям посвящено много работ (М.М. Боген, Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов и др.), однако конкретных рекомендаций как учитывать возрастные и индивидуальные особенности недостаточно. В связи с вышеизложенным, работа направленная на совершенствование методики обучения двигательным действиям школьников, является, на наш взгляд, весьма актуальной.

Цель работы:

усовершенствовать общепринятые методики обучения двигательным действиям на основе учёта индивидуальных и возрастных особенностей школьников 6-го класса.

Объект исследования

– процесс физического воспитания школьников среднего возраста.

Предмет исследования

– процесс формирования двигательных умений у школьников 6-ых классов.

Гипотеза исследования

. Предполагается, что если общепринятая методика обучения двигательным действиям будет учитывать индивидуальные и возрастные психологические особенности школьников среднего возраста, то двигательные умения будут сформированы быстрее и качественнее.

Практическая значимость работы

заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при организации занятий по физическому воспитанию с детьми среднего школьного возраста, а их внедрение позволит быстрее и качественнее формировать двигательные умения и навыки у школьников данного возраста.

Научная новизна

. Получены новые данные о взаимосвязи между индивидуальными, возрастными особенностями учащихся 6-го класса и формированием у них двигательных умений.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы по данным литературы и практики.

2. Создать и экспериментально обосновать усовершенствованные методики обучения некоторым гимнастическим и баскетбольным упражнениям.

3. Дать практические рекомендации по организации педагогического процесса физического воспитания по обучению двигательным действиям школьников среднего возраста.

Основное противоречие

, которое мы попытались разрешить в нашей работе заключается в необходимости постоянного обучения двигательным действиям школьников, с одной стороны, и недостаточном учете при этом индивидуальных особенностей детей, с другой.

Еще по теме:

Создание зоны природы в дошкольном учреждении
Работа воспитателя по ознакомлению с природой детей подготовительной к школе группы направлена в основном на углубление полученных ими ране ...

Виды поведения учителя, связанные с преодолением неуспеваемости у отдельных учеников класса, предложенные Ю.З. Гильбухом
1. Сознательные попытки выяснить конкретные причины отставания в том или ином случае с тем, чтобы учитывать их при выборе коррекционных воз ...

Виды адаптации
1. Высокий уровень адаптации Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материа ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru