Педагогика и образование » Формирование двигательных умений у детей среднего школьного возраста

Формирование двигательных умений у детей среднего школьного возраста

Ещё в «Великой дидактике» Я.А. Коменский писал: «Человек должен учиться, чтобы стать тем, кем он должен быть». Действительно человеку, появившемуся на свет, не даны никакие умения и навыки, которые так необходимы для того, чтобы участвовать в жизни общества. Первое, чему начинает учиться вступающий в жизнь человек – двигательные действия. Обучение им продолжается всё время и в молодом, и в зрелом возрасте.

Человек познает новое о себе и об окружающем мире, расширяется и совершенствуется круг его знаний, умений и навыков, и это познание осуществляется через движения, посредством движений и в движениях.

Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности. Однако только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель обучения. В физическом воспитании обучение специфично. Суть специфики в том, что основная масса нового познается при освоении разнообразных двигательных действий, выступающих в форме физических упражнений.

Систематические занятия физическими упражнениями оказывают разностороннее воздействие на все органы и системы организма. Они способствуют укреплению и развитию опорно-двигательного аппарата, увеличению мышечной массы и уменьшению жировой. Также физические упражнения оказывают благотворное влияние на дыхательную и сердечнососудистую системы, на деятельность всех желёз внутренней секреции, а главное – приводят к более совершенной их регуляции, к лучшей согласованности, взаимной слаженности функций всех органов и систем организма.

Целью обучения в физическом воспитании школьников является формирование знаний о путях, средствах, методах физического совершенствования человека, жизненно важных двигательных умений и навыков и на этой основе – умений и навыков управления своим телом для решения разнообразных задач в различных сферах деятельности. Однако такой общей формулировки недостаточно для организации обучения двигательным действиям школьников среднего возраста.

Средний школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, т. к. именно в эти годы дети отличаются высокой пластичностью, большой возбудимостью нервной системы, лёгким образованием двигательных условных рефлексов [30]. Это позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.

Физические качества человека и его двигательные умения и навыки связаны между собой. Очевидно, что любому человеку, прежде всего, необходимо научиться какому-либо физическому упражнению (например, бегу), а уже потом с помощью него (физического упражнения) развивать физические качества (например, быстроту или выносливость). В процессе физического воспитания различают две методики: методика обучения технике двигательных действий, в основе которой лежат закономерности формирования двигательных умений и навыков, и методика воспитания физических качеств. К тому же, согласно Л.П. Матвееву (1991), двигательные способности – это комплексные образования, основой которых являются физические качества, а форма их проявления двигательные умения и навыки.

При развитии двигательных способностей в школьные годы необходимо учитывать сенситивные периоды, т.е. наиболее благоприятное время для их развития, которое приходится на тот или иной возраст. При овладении техникой какого-либо двигательного действия (прыжка в длину, броска в кольцо и др.) также немаловажно учитывать возрастные и психологические особенности ребёнка. Обучению двигательным действиям посвящено много работ (М.М. Боген, Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов и др.), однако конкретных рекомендаций как учитывать возрастные и индивидуальные особенности недостаточно. В связи с вышеизложенным, работа направленная на совершенствование методики обучения двигательным действиям школьников, является, на наш взгляд, весьма актуальной.

Цель работы:

усовершенствовать общепринятые методики обучения двигательным действиям на основе учёта индивидуальных и возрастных особенностей школьников 6-го класса.

Объект исследования

– процесс физического воспитания школьников среднего возраста.

Предмет исследования

– процесс формирования двигательных умений у школьников 6-ых классов.

Гипотеза исследования

. Предполагается, что если общепринятая методика обучения двигательным действиям будет учитывать индивидуальные и возрастные психологические особенности школьников среднего возраста, то двигательные умения будут сформированы быстрее и качественнее.

Практическая значимость работы

заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при организации занятий по физическому воспитанию с детьми среднего школьного возраста, а их внедрение позволит быстрее и качественнее формировать двигательные умения и навыки у школьников данного возраста.

Научная новизна

. Получены новые данные о взаимосвязи между индивидуальными, возрастными особенностями учащихся 6-го класса и формированием у них двигательных умений.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы по данным литературы и практики.

2. Создать и экспериментально обосновать усовершенствованные методики обучения некоторым гимнастическим и баскетбольным упражнениям.

3. Дать практические рекомендации по организации педагогического процесса физического воспитания по обучению двигательным действиям школьников среднего возраста.

Основное противоречие

, которое мы попытались разрешить в нашей работе заключается в необходимости постоянного обучения двигательным действиям школьников, с одной стороны, и недостаточном учете при этом индивидуальных особенностей детей, с другой.

Еще по теме:

Влияние установок учителя на мотивацию
Задумайтесь над такой «мелочью»: как вы задаёте вопросы? Какие? Сколько времени даёте для ответа? Как ведёте себя во время ответа? Ведь это сущностные поведенческие характеристики учителя. Так, например, учащимся, от которых вы ждёте успехов, вы задаёте больше вопросов, дольше общаетесь с ними, даё ...

Содержание преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и школы по математике
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности математическому, развитию детей. С целью ...

Анализ методических рекомендаций и обоснование направления коррекционно-развивающей работы для преодоления нарушений письма
Дисграфия у детей - это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений. По мнению многих исследователей, нарушения письма основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности п ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0258