Под принципами деятельности мы понимаем те ее основания, которые определяют главные направления, всю систему функционирования органов ученического самоуправления – содержание, методы, организацию, а также отношения, складывающиеся между участниками самоуправления. Теория социального управления насчитывает до 40 различных принципов, однако, общепринятой классификации принципов не существует. Формулировались принципы управления как социологами (В.Г.Афанасьев, М.К.Бочаров), так и ведущими педагогами (А.С. Макаренко). На основе разработок этих авторов была предпринята попытка определения социально-педагогических принципов школьного самоуправления. Сложность решения данной задачи заключается в том, что необходимо в выделяемых принципах учитываются важнейшие основания деятельности сразу трех субъектов школьной жизни (педагогов, учащихся и их родителей). Таким образом, при организации деятельности органов школьного самоуправления предлагается руководствоваться следующими общими принципами, характерных и для ученического самоуправления:
Принципом равноправия. Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации; Принципом выборности. В соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов; Принципом обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных школьных документах. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления. Н.И.Приходько объясняет это тем, что«выборы в органы самоуправления должны рассматриваться не как поощрение за хорошую успеваемость, а как конкретная реализация доверия и ответственности, как школа подготовки к общественному самоуправлению».
Принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации; Принципом демократии. Предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса, при этом формы прямой демократии должны иметь приоритетное значение перед формами представительной демократии; Принцип законности. Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам; Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию личностных и коллективных потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов; Принцип представительства. Первичные коллективы должны иметь своих представителей в избираемых ими органах самоуправления; Принцип гуманности. Органы самоуправления должны действовать на основе нравственных ценностей народов России, меры ответственности должны и наказания быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка; Принцип коллегиальности и персональности. Коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения; создание условий для полного проявления и развития способностей каждого;
Принцип свободы и самодеятельности. Означает возможность каждого субъекта самоуправления свободно выбирать методы и формы реализации принятого решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность; Принцип критики и самокритики. Свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей;
Из более общего принципа интеграции и дифференциации педагогического управления и детского самоуправления вытекают следующие:
Принцип совета и согласия. Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления;
Принцип доброжелательной требовательности. Этим принципом широко пользовался в своей практике А.С.Макаренко. Доброжелательность всегда требовательна, так же как и требовательность, всегда должна быть доброжелательной. «Отношения между учителем и органами ученического самоуправления должны быть основаны на глубочайшем взаимоуважении. Каждый учитель должен уметь слушать и слышать своих учеников. Общеизвестно, что школьник воспринимает советы, рекомендации старших лишь тогда, когда видит уважение к себе, желание старших помочь ему»;
Технология подготовки и проведения мероприятия для
младшего школьного возраста
Ежегодно на базе Городского Дворца Культуры города Полярные Зори проводится городское мероприятие для младших школьников «Бал Первоклассника» основой которого является детская игровая пьеса или игровое театрализованное представление для младших школьников. Ввиду того, что на «Бал Первоклассника», к ...
Структура модульной системы обучения
Представить модульную систему обучения можно в виде структуры, приведенной на рисунке 1. На нем графически представлены основные этапы разработки и внедрения модульной системы. Сверху показана последовательность выполнения этапов, снизу – технико-организационная документация, которая разрабатываетс ...
Упражнения и задания для формирования ритмико-интонационных навыков
В связи с речевым характером навыков при обучении интонации необходимо использовать условно-коммуникативные упражнения на рецепцию и репродукцию. Упражнения на рецепцию предназначены для развития интонационного слуха. 1. Упражнения на распознавание: - послушайте поручения, которые родители дают дет ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.