Педагогика и образование » Формирование двигательных умений у детей среднего школьного возраста » Психолого-педагогические особенности формирования двигательных навыков

Психолого-педагогические особенности формирования двигательных навыков

Страница 1

Умение и навык характеризуют степень владения изучаемым двигательным действием, уровень способности обучаемого применять изученный материал при решении практических задач. Формирование умений, навыков и соответствующих знаний – одна из целей обучения.

Одновременно эти категории выступают в роли ступеней познания, овладения действием. Вначале обучаемый формирует знания о действии, а затем овладевает действием в форме умения и по мере его автоматизации – в форме навыка. Относительно сущности умения и навыка среди специалистов нет единого мнения. Одни считают, что навык предшествует умению, другие придерживаются противоположной точки зрения. Нет единства во мнениях о роли автоматизированных движений как характерных признаков навыка. Обзор мнений по этой проблеме приведен работе В.В. Белиновича. Он считает, что существенная отличительная особенность навыка – автоматизированность элементов действия (при сохранении контроля сознания за его смысловой основой). Эта особенность порождает его существенные недостатки: стереотипность, неспособность приспособиться к изменениям ситуации деятельности, снижение эффективности в нестандартной обстановке. Поэтому, считает автор, должна существовать еще более высокая, чем навык, ступень овладения действием: обобщенное умение, умение применять навык в разнообразных ситуациях. Концепция необходимости умения высшего порядка возникает как путь объяснения реальной ситуации, часто наблюдаемой в деятельности с вариативно изменяющейся ситуацией (в единоборствах, спортивных играх и др.). Исполнитель применяет один и тот же технический прием в различных ситуациях и с неизменным успехом; действие явно приспосабливается к обстановке. Это нельзя объяснить с точки зрения условно-рефлекторной теории, и приходится вводить не очень корректное понятие «умение высшего порядка», являющееся таковым потому, что в соответствии с требованиями этой теории умение рано или: поздно должно стабилизироваться, превратиться в навык, что потребует формирования «умения еще более высокого порядка», и так до бесконечности. В условно-рефлекторной концепции имеется методологический изъян: живое движение объясняется с позиций рефлекса, стереотипии. Выше была показана предпочтительность теории Н.А. Бернштейна для объяснения феномена пластичности двигательных навыков Опираясь на эту теорию, можно с достаточной строгостью объяснить последовательность формирования знаний, умений и навыков в процессе освоения двигательных действий.

Согласно теории управления усвоением знаний каждое действие представляет собой единство трех частей ориентировочной, исполнительной, контрольно-корректировочной. Ориентировочная часть выполняет функцию программы действия, на основе которой осуществляется исполнительная часть; параллельно с исполнением осуществляется контроль: результаты действия сопоставляются с заданием программы и оценивается продвижение к цели. Если обнаруживается рассогласование между ориентировочной и исполнительной частями действия, то в последнюю вносятся коррективы, если эти части действия согласованы, но продвижение к цели неудовлетворительно, то корректируется ориентировочная часть действия. Обучение наиболее эффективно, если учитель управляет формированием ориентировочной части основы действия.

Обучение начинается с формирования учебной мотивации ученика. Если последний не испытывает потребности в овладении предметом обучения, то обучение будет принудительным и не даст высокого эффекта.

Непосредственное овладение двигательным действием начинается с формирования знания о сущности двигательной задачи и пути ее решения. Знание это формируется на основе наблюдения образца и сопровождают: показ комментария, цель которого – выделить предмет усвоения в объекте изучения. Другими словами, учитель должен обратить внимание ученика именно на те элементы изучаемого действия, от которых зависит успешность выполнения. Это не только особенности двигательного действия, но и особенности условий двигательной задачи: жесткость опоры, свойства снарядов, поведение соперника и т.п. Объекты, требующие концентрации внимания при исполнении действия, называют «основными опорными точками (ООТ)», а их совокупность, составляющую программу действия, называют «ориентировочной основой действия (ООД)». В стихийном обучении и обучении по методу «проб и ошибок» обучаемый самостоятельно и в значительной мере случайно выделяет ООТ. При этом он может включать в формируемую ООД как истинные, так и ложные ООТ, как достаточное, так достаточное или избыточное их количество. Полночной будет ООД, включающая необходимое и достаточное число истинных ООТ. В неорганизованном или плохо организованном обучении, когда формирование ООД происходит вне педагогического управления, процесс затягивается на долгое время, иногда – на годы. Если же учитель управляет формированием ООД, предлагая учащемуся ее оптимальный вариант или указывая путь поиска ООТ, то сроки формирования ООД сокращаются в десятки раз и соответственно сокращаются сроки обучения при более высоком его качестве.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Хореографический коллектив в общеобразовательной школе
В современных условиях возникла настоятельная потребность в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полно ...

Коммуникативная компетенция как новый тип содержания образования в школе
Коммуникативная компетенция, т.е. готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми, есть важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни. Однако, особенно в последние годы, со стороны работодателей и преподавателей вузов у ...

Восстановление голоса при парезах и параличах гортани
После психотерапевтической подготовки начинается работа над дыханием. При поражениях нижнего гортанного нерва резко ограничена двигательная функция самой гортани, а голосовая складка на пораженной стороне может быть полностью неподвижна. Одновременно с фонацией страдает физиологическое и фонационно ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0424