О ранних годах жизни Беруни сведений очень мало. Будущий ученый рано остался сиротой. Об этом он пишет в одном из своих автобиографических стихотворений: « Клянусь аллахом: не знаю я по правде своего родословия. Ведь я не знаю по-настоящему деда, да и как знать мне деда, раз я не знаю отца». Родным языком Бурении был хорезмский, затем он перешел к арабскому персидскому. С ранних лет Беруни проявлял стремление к знаниям. В Кяте в конце 10 века работал известный ученый-математик и астроном Абу Наср Мансур Ибн Ирак, принадлежащий к той же семье Бану Ирак, что и хорезмшах. Способности молодого Беруни привлекли внимание Ибн Ирака, который взял его на содержание, дав ему всестроннее образование. «Труды Абу Насра указывают на то, что его интересовали преимущественно сферическая астрономия и геометрия сферы. В духе этих интересов он воспитал своего ученика Абу Райхана Беруни, для которого данные области математики и астрономии всегда были самыми близкими, как всегда жили в его сердце любовь, благодарная память и глубокое уважение к своему наставнику, воспитателю, а впоследствии коллеге и старшему другу- Абу Насру Мансуру ибн Али ибн Ираку»
Важный автобиографический материал содержится и во многих поэтических произведениях Беруни, в которых подтверждается его происхождение из простой семьи. С раннего детства Беруни отличался любознательностью. В «Фармакогнозии» он вспоминает, сто по своей природной склонности с самого детства обладал подлинной жаждой знаний. Беруни добивался знаний прежде всего самостоятельно, для чего не жалел ни времени, ни усилий. Он учился всю жизнь и, конечно это было бы невозможным без прочной общеобразовательной базы, обретенной в ранние годы. Под руководством Абу Насра Беруни освоил астрономию, математику со всеми их разделами. Самостоятельно изучил философию и многие языки. Помимо персидского и арабского, Беруни владел греческим языком, сирийским. Он перевел с арабского санскрит «Начала» Евклида.
В своем желании постичь науки Беруни был неутомим. Феноменальная трудоспособность, огромная тяга к науке, проницательный ум- все это вместе привело Беруни к великим достижениям.
В последние годы жизни Беруни работал над двумя большими произведениями- «Собрания сведений для познания драгоценностей», часть «Фармакогнозия» он не дописал.
Умер Абу Райхан Беруни 11 декабря 1048г. в Газне. Всего им было написано более 150 сочинений. Тематически произведения великого ученого распределяются таким образом6 Астрономия- 70 сочинений; математика- 20;история, этнография и история религий- 15; философия-4;литература,библиография и переводы литературных памятников-18. Из всего огромного наследия Абу Райхана Беруни сохранилось только 27 сочинений.
Мониторинг образования: его роль в реализации социальных
функций образования
Качество вуза оценивается посредством процедуры аккредитации, включающей в себя самообследование и внешнюю оценку. Помимо аккредитации, в последнее время развивается система рейтингов вузов – ранжирования их по различным основаниям. Роль рейтинга возрастает в свете разрабатываемых сегодня реформ вы ...
Понятие технологического образования школьников
Проблема технологического образования возникла одновременно с появлением общественного трудового опыта, т.е. исторически ее корни уходят в глубину веков, ко времени образования общественно-экономических формаций. Цели, конкретный характер, роль и место труда в формировании человека определяются соц ...
Автоматизация и оптимизация планирования учебного процесса в Оренбургском
государственном университете
Вопросы автоматизации управления учебным процессом в вузе всегда являлись актуальными, особенно большое количество разработок появилось в середине и конце 70-х годов прошлого столетия, когда во многих вузах в системах управления стали использовать ЭВМ. В настоящее время высшие учебные заведения име ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.