Педагогика и образование » Автоматизированные системы управления учебным процессом в вузе » Анализ факторов, влияющих на качество подготовки специалиста

Анализ факторов, влияющих на качество подготовки специалиста

Под качеством специалистов, выпускаемых вузами, будем понимать некоторую систему свойств специалистов, которая определяет собой их пригодность для удовлетворения общественных потребностей.

(1.2)

где - некоторое свойство, умение специалиста.

Вуз обеспечивает соответствие выпускаемых специалистов системе основных требований, заложенных в директивных документах: моделях личности специалиста, учебных планах и программах. Причем качество выпускаемых специалистов определяется качеством их подготовки. Проблемы качества подготовки специалистов, а также методы его оценки описаны в работах. По результатам этих работ можно сделать вывод, что основными факторами, влияющими на качество выпускаемых специалистов являются содержание и структура учебного материала, методы обучения и материально-техническая база процесса обучения.

На процесс осмысленного запоминания влияют такие факторы, как структура материала, образование ассоциативных связей между понятиями, частота использования понятий. Но не только логичность изложения влияет на запоминание материала. Известно, что процесс усвоения и забывания информации можно представить в простейшем случае кривой, изображенной на рис. 1.1.

Восходящая ветвь кривой соответствует процессу восприятия, нисходящая – забывания. Время, соответствующее наибольшему объему информации, находящейся в памяти (Т) – это время окончания изложения материала. Сразу после этого начинается процесс забывания. Весь процесс описывается уравнением:

(1.3)

где l1 и l2 - параметры, зависящие от количества и качества ассоциативных связей и статистических характеристик забывания.

При t ®? функция j(l1,l2, t)®0, что соответствует полному забыванию информации по истечении достаточно большого промежутка времени.

Важную роль в запоминании играет периодическое повторение информации. Последнее происходит в ходе самостоятельной работы, на лабораторных и практических занятиях, а также при неоднократных ссылках лекторов на знакомый материал.

Рис. 1.2

Опытным путем установлено, что материал успешно вспоминается, если объем оставшейся в памяти информации не меньше 0.7 от первоначальной: j³0.7j0. Время, через которое в памяти остается меньший объем информации, зависит от параметров информации, но ясно одно: чем меньше время между повторениями информации, тем прочнее усваивается пройденный материал и новый материал на основе создания ассоциативных связей в понимании обучаемого. Анализируя рис. 1.2 можно заметить, что, если для изложения понятия j требуется понятие i, то в какой-либо момент времени t2 через время t1 после изложения понятия i оно становится недоступно для восприятия, т.к. в памяти обучаемого осталось менее 0,7 от первоначального объема информации.

Если существует однократное повторение материала, то кривая будет иметь следующий вид, представленный на рис. 1.3.

Рис. 1.3

Рис. 1.4

При многократном повторении, в результате образования устойчивых ассоциативных связей, кривая может быть приблизительно аппроксимирована пунктирной кривой на рис. 1.4.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: чем меньшим промежутком времени будут разделены связанные между собой понятия, тем это лучше для усвоения материала.

Еще по теме:

Обзор философско-педагогических идей мыслителей Средневекового Востока
Мыслители Арабского Востока посвятили свои труды разработке программы гармонического развития личности. Они сами были эталоном подобной гармонии и осуждали как образованных негодяев, так и благочестивых невежд. Открывает список ученых-энциклопедистов исламского мира основатель арабской философии Аб ...

Экспериментальная проверка эффективности использования экономических задач в обучении информатике
В процессе исследования проводился педагогический эксперимент, базой которого послужила школа № 27 г. Махачкалы, где автор проходила педагогическую практику. Перечислим цели, которые предполагалось достичь в ходе экспериментально-методического исследования: 1.Исследовать состояние проблемы преподав ...

Диагностика проблем детей с агрессивным поведением
Практическая часть работы проводилась в период социально-педагогической практики в МОУ СОШ №2 г.Купино Новосибирской области. В рамках данной работы исследование проводилось по направлению: работа с подростками. По другим направлениям: работа с родителями подростков, организация совместной деятельн ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0241