Учебный план является основным документом процесса обучения. Но учебный план не является только набором дисциплин, которые должны быть изучены за определенный отрезок времени. Все учебные дисциплины, входящие в план, связаны между собой, то есть в более поздних по времени изучения дисциплинах используется информация из ранее изученных без ее конкретизации, т.е. предполагается, что обучаемый знает, какой смысл вкладывается в то или иное определение или понятие. Для более подробного рассмотрения структуры учебного материала дисциплины дробятся на более мелкие по объему единицы, которые обычно называют модулями.
(1.4)
где SD – содержание дисциплины;
Mj – j-й модуль дисциплины;
L – количество модулей в дисциплине.
Модуль, информационная база которого используется для последующего изучения других модулей, будем называть предком по отношению к этим модулям. Модуль, который использует информационную базу ранее изученных модулей, будем называть потомком по отношению к этим модулям.
Следующие понятия вводятся из теории графов. Ориентированный граф связности можно разбить на слои. Слоем называется множество вершин графа, таких, что никакие из них не соединены между собой дугами.
Так, граф, изображенный на рис. 1.5, имеет 5 слоев, как показано на рис. 1.6.
Рис. 1.5
I II III IV V
Рис. 1.6
Контур – это ориентированный цикл. Цикл – это замкнутая цепь, не имеющая повторяющихся вершин, кроме начальной и конечной.
Кроме самого обозначения связи можно поставить ей в соответствие некоторый коэффициент Pij, который будет отражать тесноту связи между модулем-предком i и модулем-потомком j. Метод определения этого коэффициента рассмотрен в главе II.
При описании всех связей мы будем иметь граф связности модулей учебных дисциплин. При изложении всех этих дисциплин необходимо логично расположить их во времени так, чтобы модуль-потомок изучался по времени после изучения всех модулей-предков. Это обуславливается способностью человеческой памяти прочно запоминать материал, если он понятен. Понятен же он может быть только тогда, когда все используемые при изложении материала понятия известны обучаемому. Чтобы запомнить то или иное положение, необходимо связать его с другим известным или новым содержанием, но в определенной последовательности. Повторение одного и того же материала без его ассоциативного расширения и углубления приводит лишь к механическому запоминанию и требует многократного дублирования. Такое запоминание приводит к формальному, неглубокому приобретению знаний, без их понимания. Глубокие и прочные связи непременно требуют установления связей и отношений на основе расширения и углубления сведений о предмете и соприкасающихся с ним объектов изучения.
Кроме требования логичности изложения учебного материала, к учебному плану предъявляется множество других требований, которые можно разбить по смыслу на две части. Первая часть требований относится ко всем учебным планам и дисциплинам, и они регламентируют временные рамки и интенсивность изучения, назначение контрольных точек. Вторая часть исходит из ГОСТов Министерства общего и профессионального образования и предъявляет требования к учебным планам по специальностям на объем определенных циклов дисциплин и назначение контрольных точек по отдельным дисциплинам.
Подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям, влечет за собой непрерывное совершенствование учебных планов с тем, чтобы они всегда находились в наивысшем соответствии с требованиями к специалисту.
Эти изменения связаны с процессом дифференциации и интеграции обучения. Дифференциация связана с увеличением педагогической значимости отдельных предметов. Она выражается в превращении некоторых учебных дисциплин в курсы. Так, в свое время дисциплина «химия» превратилась в курс, состоящий из дисциплин «неорганическая химия» и «органическая химия».
Наблюдается и обратный процесс – интеграция. По мере уменьшения «удельного веса» отдельных дисциплин они могут исключиться из курсов или уменьшиться и войти в состав других дисциплин.
В настоящее время набор учебных курсов в учебных планах вузов по всей вероятности уже достиг своего верхнего предела. Поэтому введение нового курса или дисциплины должно сочетаться с сокращением других, но не путем изъятия их из образования, а путем объединения прежних компонентов на основе их содержательной интеграции.
Стиль и уместность высказывания
Понятие уместности, как было отмечено выше, лингвисты интерпретируют как правильный выбор стиля субъектом речи. Термин «стиль», однако, в лингвистической литературе трактуется неоднозначно (что вызвано вполне объективной причиной, а именно, многоаспектностью исследуемого объекта). Как отмечают А.Д. ...
Выявление уровня сформированности экологических знаний у учащихся четвертых
классов
Целью исследования является экспериментальное подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы. Опытно-экспериментальная работа включала следующие этапы: Констатирующий эксперимент. Цель - выяснить состояние проблемы формирования экологических знаний в контрольном и экспериментальном классах; опр ...
Характеристика психофизического развития детей
среднего школьного возраста
Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 11 до 15 лет (V–IX классы) . Как указывает Эльконин Д.Б. (1999) – данный возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии, т. к. он связан с процессом полового созревания и является критическим в биологическом ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.