Педагогика и образование » Методика формирования экологических знаний у младших школьников » Выявление уровня сформированности экологических знаний у учащихся четвертых классов

Выявление уровня сформированности экологических знаний у учащихся четвертых классов

Страница 1

Целью исследования является экспериментальное подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы.

Опытно-экспериментальная работа включала следующие этапы:

Констатирующий эксперимент. Цель - выяснить состояние проблемы формирования экологических знаний в контрольном и экспериментальном классах; определить исходный уровень сформированности экологических знаний у учащихся экспериментального и контрольного классов по выделенным показателям.

Формирующий эксперимент. Цель – реализация педагогических условий в реальном учебном процессе.

Контрольный срез. Цель – исследование результативности проведенного формирующего эксперимента по формированию экологических знаний у учащихся экспериментального класса.

Эксперимент проходил на базе 4 «А» класса, МОУ «Ильинская основная общеобразовательная школа» в экспериментальной работе принимало участие 6 учеников и 4 «Б» класса, МОУ «Мяксинская основная общеобразовательная средняя школа» в экспериментальной работе принимало участие 6 учеников.

В качестве экспериментального был выбран 4 «Б» класс (учитель – Хрушкова Елена Адольфовна). Как отмечает учитель, Хрушкова Елена Адольфовна уровень успеваемости по предметам – средний. В качестве контрольного класса был выбран 4 «А» (учитель Гусева Галина Николаевна). Учитель этого класса, Гусева Галина Николаевна, говорит о том, что уровень успеваемости у учеников выше среднего. В обоих классах отсутствовали дети с задержкой психического или физического развития, а также дети с серьезными дефектами речи. Оба класса работают по традиционной системе обучения, учебно-методическому комплекту «Школа России», программа «Мир вокруг нас», автор Плешаков А.А.

Таким образом, по уровню образовательной подготовки классы примерно одинаковые.

При проведении констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи:

определить критерии показатели сформированности экологических знаний у детей младшего школьного возраста;

подобрать диагностические методики для выявления уровня сформированности экологических знаний у младших школьников;

определить исходный уровень сформированности экологических знаний в указанных классах;

проанализировать результаты, полученные при проведении методик.

В ходе констатирующего эксперимента нами были использованы следующие методы исследования: тестирование, изучение результатов деятельности учащихся, качественная и количественная обработка данных.

Для выяснения уровня сформированности экологических знаний и у детей мы выбрали метод анкетирования и тестирования, способом обработки данных является анализ ответов учащихся. Критериями обработки данных являются полнота, осознанность, правильность. (Критерии по В.П. Беспалько), приведены в таблице 2

Таблица 2 Критерии и показатели сформированности экологических знаний у младших школьников.

Критерии

Показатели

Полнота

знания о предметах и явлениях природы, их свойствах и многообразии, о связях между ними (биосфера, экосистема, элементарные экосистемы);

экологические знания о биологических системах (лес, луг, водоём и другие), о взаимоотношениях организмов со средой их обитания, о приспособлениях к ней, взаимоотношениях организмов друг с другом и человеком;

знания о ценности, значимости изучаемых объектов в жизни природы и человека;

знания о труде людей по использованию природных богатств.

Осознанность

умение устанавливать взаимосвязи между объектами и явлениями действительности при усвоении экологических знаний

Прочность

длительное сохранение полученных экологических знаний в памяти учащихся и умение воспроизводить их и применять нужные знания в конкретной ситуации

На основании вышеизложенных критериев и показателей были выделены уровни сформированности экологических знаний у обучающихся четвертых классов. Характеристика уровней представлена в таблице 3.

Таблица 3

Уровень

Характеристика

Баллы

Высокий

Учащиеся в полной мере владеют знаниями о взаимосвязи растений и животных со средой обитания; о человеке как части природы; об использовании природных богатств; о загрязнении окружающей среды. Знание по содержательным линиям «Биосфера – глобальная экосистема», «Элементарные экосистемы», «Человек и человечество в экосистемах Земли», полные, осознанные и упорядоченные. Верно оценивают экологическую ситуацию, могут предложить целесообразный способ решения экологической проблемы.

18-20

Средний

Учащиеся допускают небольшое количество ошибок при установлении взаимосвязей в природе; имеют недостаточно четкие представления о человеке как части природы; об использовании природных богатств; загрязнении окружающей среды. Знания по содержательным линиям «Биосфера – глобальная экосистема», «Элементарные экосистемы», «Человек и человечество в экосистемах Земли» недостаточно полные, осознанные. Могут оценить экологическую ситуацию, но не могут предложить целесообразный способ решения экологической проблемы.

13-17

Низкий

Учащиеся не владеют знаниями о взаимосвязях в неживой и живой природе; о человеке как о части природы; об использовании природных богатств; о загрязнении окружающей среды. Знания по содержательным линиям «Биосфера – глобальная экосистема», «Элементарные экосистемы», «Человек и человечество в экосистемах Земли» разрозненные, часты заблуждения, отсутствует осознанность, прочность. Не могут оценить экологическую ситуацию и не могут предложить способ решения экологической проблемы.

0-12

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Описание профессионального поля сферы услуг
До сих пор слово «профессия» употребляется так, будто все одинаково понимают этот термин. На самом деле этого нет. Во–первых, для обозначения предмета, который нас интересует, существует много разных слов. Во–вторых, даже если мы остановимся на слове «профессия», то оно в речевой русскоязычной прак ...

Понятие «координационных способностей»
Прежде, чем обозначить понятие координационных способностей, стоит сказать об их важности в развитии человека. Как писал авторитетнейший ученый, профессор Л.П. Матвеев, в век научно-технической революции «грубая сила всё больше уступает место тонко усовершенствованным разносторонним способностям, к ...

Понятия «компетентность» и «компетенция»
Обычно под компетентностью понимается некая интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы. Но такая способность, непременно, предполагает наличие знаний. Главная идея компетентностного подхода состоит, как считает А.Л. Андреев, в том, что «нужно не столько ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0153