Педагогика и образование » Особенности учебной мотивации учащихся гимназических классов » Исследование направленности учебной мотивации

Исследование направленности учебной мотивации

Страница 1

Исследование направленности учебной мотивации представлено в виде графика 5. Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что в гимназических классах количество детей с выраженным доминированием внутренней мотивации примерно одинаково: 6 «А» - 58%, 6 «Г» - 52%. Данные по классам возрастной нормы сильно разнятся: большинство учащихся 6 «Б» класса (67%) имеют внутреннею направленность мотивации, а в 6 «В» у подавляющего большинства учащихся (75%) доминирует внешняя направленность мотивации.

График 5. Соотношение уровня внешней и внутренней мотивации.

Как показывают психологические исследования (Л.И. Божович, Л.С. Славина, А.Д. Андреева и др.), мотивация учения подростков (12–14 лет) характеризуется устойчивым доминированием мотива самоутверждения. В структуре учебной мотивации учеников шестых классов гимназических, так и классов возрастной нормы явно преобладают широкие социальные мотивы, в частности мотивы самоопределения и самосовершенствования (таблица 3).

Таблица 3.

Среднегрупповые ранги по группам учебных мотивов

Классы Мотивы

гимназические

возрастной нормы

6"А"

6"Г"

6"Б"

6"В"

1. Долга и ответственности

7

6

5

7

2. Самоопределения и самосовершенствования

6

7

1

3

3. Благополучия

1

1

7

1

4. Престижа

5

5

4

2

5. Избегания неприятностей

2

4

6

6

6. Содержания (учебно-познавательный)

4

2

2

5

7. Процесса (учебно-познавательный)

3

3

3

4

Как свидетельствует анализ данных таблицы 3, иерархии групп учебных мотивов в гимназических классах и классах возрастной нормы достоверно различаются. В частности, мотив избегания неприятностей, обусловленный страхом наказания и отрицательной оценки учебных успехов со стороны родителей и учителей, гораздо более характерен для учеников гимназических классов. Причем эти школьники в большей степени, нежели учащиеся обычных классов, ориентированы на получение одобрения учителя, положительной отметки (т.е. формальных атрибутов учебной успешности – «учиться – правильно отвечать на вопросы учителя»).

Более чем половина детей (55%), учащихся в гимназических классах характерен профиль, с преимущественной ориентацией на мотивы благополучия и избегания неприятностей. Учебно-познавательные мотивы при этом занимают средние места в иерархии. Эти дети хотят быть успешными учениками, считая успешностью отсутствие «плохих» отметок, замечаний учителя. Им важно выполнять определенный ритуальный минимум действий, демонстрируя собственное «ученичество» для того, чтобы родители их не ругали. Между тем сколько-нибудь выраженного интереса к учебе они не выказывают. Пассивное отрицательное эмоциональное отношение вызывают у них контрольная работа, новый материал, сложное задание, ответ на уроке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
По особенностям познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и характеру поведения младшие школьники с задержкой психического развития значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений. Значительное отс ...

Развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций
Анализ результатов исследования уровня развития диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи предопределил необходимость проведения формирующего этапа исследования Отмеченные выше психолого-педагогические особенности дошкольного возраста мы учитывали на формирующем этапе ...

Место дидактической игры в развитии дошкольников
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось 2 направления использования игры в воспит ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0101