Другой источник психологической диагностики заключён в дифференциальной психологии (индивидуальных различиях). Основателем дифференциальной психологии принято считать В. Штерна. Он в 1900г. призывал психологов заниматься не только исследованием общих психических закономерностей, но и индивидуальностью. Важную роль в дифференциальной психологии сыграли А. Бине и В. Анри.
А. Бине впервые разработал тест для измерения умственного развития детей. Этот тест получил широкое распространение во многих странах, хотя не был теоретически обоснован. В 1923 году тест был издан и в России.
Большое влияние на становление психологической диагностики как самостоятельной дисциплины оказала тестология. В мире быстрыми темпами шло развитие промышленности, для чего требовались квалифицированные кадры. Возникали проблемы профессионального отбора и профессиональной ориентации. Всё это подталкивало к разработке и применению тестов. Тестология занималась теорией и методом разработки и проверки психологических тестов, определением критериев качества и их стандартизации.
Однако в 1912 году русский учёный А. Ф. Лазурский писал, что нельзя изучать индивидуальные способности только с помощью тестов. Он настаивал за внедрение в психологию естественного эксперимента. Он позволял психологу изучать личность в целом.
Другим отечественным психологом Г. И. Россолимо было предложено изучение личности с помощью "психологического профиля". Этот метод позволял увидеть уровень развития психических процессов, их динамику под влиянием различных воздействий и коррекционных приёмов. Ученья Г. И. Россолимо подтолкнули к разработке новых тестовых методик. Многие современные тесты и опросники построены на принципах психологического профиля: шкала Векслера, 16- факторный опросник Кэттелла, Фрайбургский личностный опросник.
Хотя история психологической диагностики насчитывает довольно длительный срок, термин "психодиагностика" появился только в начале ХХ века. Его появление и распространение связано с именем швейцарского психолога, ученого и врача Германа Роршаха. В 1921 году вышла в свет его книга под названием "Психодиагностика". Монография была посвящена возможности распознания психических отклонений с помощью интерпретации чернильных пятен, или как называл их сам Роршах - клякс. Разглядывая поочередно предъявляемые 10 чернильных пятен (5 черно-белых и 5 цветных), испытуемый должен про каждое из них сказать, что оно ему напоминает, на что оно похоже.
Таким образом, психологическая диагностика как самостоятельная психологическая дисциплина формировалась под влиянием разнообразных источников и психологических школ. Ее развитию, бесспорно, способствовали потребности образования, промышленности, военного дела в более точных формализованных оценках психических проявлений и поведения личности.
Блочно-модульное обучение: структура построения уроков
Вопрос как преподавать сегодня физику во многом еще дискуссионный. Существует множество вариантов ответа на него, но вряд ли какой – либо из них можно признать единственно верным и бесспорным. Однако, несомненно, то, что эффективное изучение физики возможно только тогда, когда учитель организует та ...
Направления в зарубежной педагогике
С начала ХХ в. в западном обществе нарастало недовольство существующей системой образования. Традиционная система образования с ее схоластикой, словесным обучением и оторванностью от общества уже не могла удовлетворять возникающие новые потребности. Обучение, направленное только лишь на передачу оп ...
Воспитание элементарных навыков учебной деятельности
С первых занятий у детей младшей группы формируют навыки учебной деятельности: приручают занимать свое место, сидеть смирно и вставать только по предложению воспитателя; ребенок должен научиться слушать указания и пояснения педагога, воспринимать показываемое и делать то, что ему предлагают, отвеча ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.