Педагогика и образование » Разработка способов реализации проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста » Образовательный процесс и его составляющие

Образовательный процесс и его составляющие

Страница 1

Образование можно охарактеризовать как:

целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства;

синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, взросления и социализации;

процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, а также познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

В свою очередь образовательный (педагогический) процесс представляет собой систему обучения, осуществляющую развитие личности, опираясь на раскрытие и использование опыта каждого отдельного ученика путем использования личностно значимых способов целенаправленной учебно-познавательной деятельности.

Важным аспектом современного педагогического процесса является соединение обучения и воспитания, что в особенности характерно для образовательного процесса в рамках детских дошкольных учреждений.

Вопросы единства обучения и воспитания стали подниматься с середины 19 века (и нашли освещение в трудах И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др.), до этого долгое время наблюдалось противопоставление двух данных процессов: обучения и воспитания - считалось, что учитель должен учить, а воспитатель - воспитывать.

В настоящее время педагогический или образовательный процесс рассматривается как система, в рамках которой осуществляется взаимодействие всех ее компонентов.

Компонентами системы, в рамках которой осуществляется педагогический процесс, являются педагоги, их воспитуемые, а также условия воспитания и обучения.

В рамках данной системы можно выделить целевой, содержательный и результативный компоненты.

Целевой компонент педагогического процесса объединяет в себе все цели и задачи педагогической деятельности: начиная от основной, главной цели, т.е. всестороннего и гармоничного развития личности и заканчивая конкретными задачами формирования отдельных качеств.

Содержательный компонент - это смысл, который вкладывают в цели и задачи педагогического процесса.

Результативный компонент является характеристикой достигнутых задач, реализация которых осуществлялась в соответствии с определенной целью.

Таким образом, педагогический или образовательный процесс можно представить в виде педагогической системы, состоящей из отдельных компонентов, которыми являются педагоги, учащиеся, содержание образования, формы организации, методы и средства педагогического процесса, его цели и результаты.

Самые крупные составляющие данной системы называются процессуальные компоненты, таковыми являются обучение и воспитание, находящиеся в тесной взаимосвязи между собой.

Задачами образовательного или педагогического процесса является:

стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся;

организация познавательной деятельности, нацеленной на овладение научными знаниями, умениями и навыками;

развитие мышления, творческих способностей и дарований;

выработка определенного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

совершенствование учебных умений и навыков.

На рисунке 1 отражены основные функции педагогического процесса.

Основные функции педагогического процесса - Рис.1

В качестве основных принципов организации педагогического процесса можно назвать следующие:

принцип непрерывности педагогического процесса

принцип целостного подхода к образованию и воспитанию;

принцип целенаправленности;

принцип интеграции и дифференциации деятельности педагогов и их воспитанников;

принцип природосообразности;

принцип культуросообразности;

принцип воспитания в коллективе;

принцип последовательности и систематичности в педагогическом процессе;

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Духовность как нравственная основа личности
Если проанализировать и подытожить суждения, мнения, высказывания о личности, "рассыпанные" по трудам, статьям, заметкам К.Д. Ушинского, то вполне закономерным и обоснованным будет вывод, что доминантной чертой личности он считал целостность духовно-нравственных, волевых, интеллектуальных ...

Комплекс педагогических условий предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций подростков
Определяя комплекс педагогических условий, мы основывались на том, что предмет исследования достаточно сложен, соответственно, предполагается многоаспектный характер цели предупреждения и преодоления асоциального поведения, достижение которой реализуется за счёт использования именно комплекса услов ...

Целостность человека как педагогическая категория
Проблема целостного изучения человека издавна привлекала внимание ученых. На современном этапе развития науки феномен целостности стал самостоятельным объектом исследования в теории систем. Эволюция любой системы связана с ее движением к максимальной устойчивости и стабильности по отношению к небла ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.1201