Образование можно охарактеризовать как:
целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства;
синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, взросления и социализации;
процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, а также познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.
В свою очередь образовательный (педагогический) процесс представляет собой систему обучения, осуществляющую развитие личности, опираясь на раскрытие и использование опыта каждого отдельного ученика путем использования личностно значимых способов целенаправленной учебно-познавательной деятельности.
Важным аспектом современного педагогического процесса является соединение обучения и воспитания, что в особенности характерно для образовательного процесса в рамках детских дошкольных учреждений.
Вопросы единства обучения и воспитания стали подниматься с середины 19 века (и нашли освещение в трудах И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др.), до этого долгое время наблюдалось противопоставление двух данных процессов: обучения и воспитания - считалось, что учитель должен учить, а воспитатель - воспитывать.
В настоящее время педагогический или образовательный процесс рассматривается как система, в рамках которой осуществляется взаимодействие всех ее компонентов.
Компонентами системы, в рамках которой осуществляется педагогический процесс, являются педагоги, их воспитуемые, а также условия воспитания и обучения.
В рамках данной системы можно выделить целевой, содержательный и результативный компоненты.
Целевой компонент педагогического процесса объединяет в себе все цели и задачи педагогической деятельности: начиная от основной, главной цели, т.е. всестороннего и гармоничного развития личности и заканчивая конкретными задачами формирования отдельных качеств.
Содержательный компонент - это смысл, который вкладывают в цели и задачи педагогического процесса.
Результативный компонент является характеристикой достигнутых задач, реализация которых осуществлялась в соответствии с определенной целью.
Таким образом, педагогический или образовательный процесс можно представить в виде педагогической системы, состоящей из отдельных компонентов, которыми являются педагоги, учащиеся, содержание образования, формы организации, методы и средства педагогического процесса, его цели и результаты.
Самые крупные составляющие данной системы называются процессуальные компоненты, таковыми являются обучение и воспитание, находящиеся в тесной взаимосвязи между собой.
Задачами образовательного или педагогического процесса является:
стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся;
организация познавательной деятельности, нацеленной на овладение научными знаниями, умениями и навыками;
развитие мышления, творческих способностей и дарований;
выработка определенного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
совершенствование учебных умений и навыков.
На рисунке 1 отражены основные функции педагогического процесса.
![]() |
Основные функции педагогического процесса - Рис.1
В качестве основных принципов организации педагогического процесса можно назвать следующие:
принцип непрерывности педагогического процесса
принцип целостного подхода к образованию и воспитанию;
принцип целенаправленности;
принцип интеграции и дифференциации деятельности педагогов и их воспитанников;
принцип природосообразности;
принцип культуросообразности;
принцип воспитания в коллективе;
принцип последовательности и систематичности в педагогическом процессе;
Коррекционно-логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя
речи
В итоге логопедического обследования ставится уровень речевой сформированности и уточняется диагноз для составления коррекционно-логопедической работы. Исходя из темы аттестационной работы: «формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения на логопедических занятия ...
Диалектная лексика как предмет и объект изучения в школе
На огромных просторах Российской Федерации распространен русский национальный язык. Все русские понимают друг друга, но не все говорят одинаково. Порой мы этого не замечаем, а иногда отличия от привычного нам строя речи бывают столь велики, что мы сразу их чувствуем и обращаем на них внимание . Реч ...
Проведение зачетного занятия по развитию речи
Тема: «Детский сад. Профессии». Программное содержание: - Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. - Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду. - Расширение и активизация словаря по теме «Детский сад. Профессии». - Развитие ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.