принцип постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной ситуацией (принцип оптимизации).
Классическую структуру педагогического процесса можно представить в виде шести взаимосвязанных компонентов: цель - принципы - содержание - методы - средства - формы. Данная структура отражена на рисунке 2.
Структура педагогического процесса - Рис.2
проектный образовательный экологический дошкольный
Методы обучения представляют собой действия педагога и учащегося (воспитанника), посредствам, которых передается и принимается содержание.
Существуют различные классификации методов обучения: традиционная классификация, классификация по назначению, классификация по типу познавательной деятельности, которые отражены на рисунке 3.
Традиционная классификация методов обучения | ||||
Практический |
Наглядный |
Словесный |
Работа с книгой |
Видеометод |
Опыт, упражнение, учебно-производительный труд |
Иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся. |
Объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут. |
Чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование |
Просмотр, обучение, упражнение под контролем "электронного учителя", контроль. |
Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов) | ||||
Приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческая деятельность, закрепление, проверка знаний, умений, навыков. | ||||
Классификация методов по типу познавательной деятельности. (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) | ||||
Объяснительно-иллюстративный, непродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый (эврестический), исследовательский. |
Классификация методов обучения - Рис.3
Одним из методов, приобретающих все большую популярность в современном педагогическом процессе является исследовательский метод, позволяющий учащимся самостоятельно осуществлять деятельность, получать новую информацию и т.п. Разновидностью данного метода является проектно-исследовательская деятельность.
Особенности и роль возраста класса в развитии коллектива
Основное новообразование в сознании подростка, по мнению отечественных психологов, стремление быть и казаться взрослым. На этой почве возникает противоречие между потребностью и возможностью быть взрослым. Для младших подростков эта ситуация усугубляется очередной "кризисной точкой" - пер ...
Содержание «линии задач с параметрами» в программе математики средней школы
на примере учебников А.Г. Мордковича
Несмотря на то, что программа по математике средней общеобразовательной школы не упоминает в явном виде о задачах с параметрами, было бы ошибкой утверждать, что вопрос о решении задач с параметрами никоим образом не затрагивается в рамках школьного курса математики. Достаточно вспомнить школьные ур ...
Формы и методы социально-педагогической работы в КЦСОН «Радуга»
На 25.12.2005г. на учете в отделении социальной помощи семье и детям КЦСОН «Радуга» состоит 22 неблагополучные семьи, в них 36 детей. 436 семей относятся к семьям «группы риска», в них 682 ребенка. За последний год значительно увеличилось число неполных семей, что приводит к таким последствиям, что ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.