принцип постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной ситуацией (принцип оптимизации).
Классическую структуру педагогического процесса можно представить в виде шести взаимосвязанных компонентов: цель - принципы - содержание - методы - средства - формы. Данная структура отражена на рисунке 2.
Структура педагогического процесса - Рис.2
проектный образовательный экологический дошкольный
Методы обучения представляют собой действия педагога и учащегося (воспитанника), посредствам, которых передается и принимается содержание.
Существуют различные классификации методов обучения: традиционная классификация, классификация по назначению, классификация по типу познавательной деятельности, которые отражены на рисунке 3.
|
Традиционная классификация методов обучения | ||||
|
Практический |
Наглядный |
Словесный |
Работа с книгой |
Видеометод |
|
Опыт, упражнение, учебно-производительный труд |
Иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся. |
Объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут. |
Чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование |
Просмотр, обучение, упражнение под контролем "электронного учителя", контроль. |
|
Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов) | ||||
|
Приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческая деятельность, закрепление, проверка знаний, умений, навыков. | ||||
|
Классификация методов по типу познавательной деятельности. (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) | ||||
|
Объяснительно-иллюстративный, непродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый (эврестический), исследовательский. | ||||
Классификация методов обучения - Рис.3
Одним из методов, приобретающих все большую популярность в современном педагогическом процессе является исследовательский метод, позволяющий учащимся самостоятельно осуществлять деятельность, получать новую информацию и т.п. Разновидностью данного метода является проектно-исследовательская деятельность.
Использование игровых приемов в процессе слушания музыки и пения
В пении как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявлять свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Однако у них иногда отсутств ...
Права работников дошкольного образовательного учреждения
Права работников дошкольного образовательного учреждения и меры их социальной поддержки определяются законодательством Российской Федерации, уставом и трудовым договором. Работники дошкольного образовательного учреждения имеют право: на участие в управлении дошкольным образовательным учреждением в ...
Проблема умственной отсталости
Проблеме умственной отсталости до последнего времени выдвигается на первый план в качестве основного момента интеллектуальная недостаточность ребенка, его слабоумие. Это закреплено в самом определении детей, которых называют обычно слабоумными или умственно отсталыми. Все остальные стороны личности ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.