Педагогика и образование » Разработка способов реализации проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста

Разработка способов реализации проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста

В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.

Подобный подход к процессу обучения формирует чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к исследуемому объекту.

Все это важно в процессе обучения в рамках любого курса, но особенно важно для экологического образования, поскольку основная цель экологического образования - не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения к природе, экологического сознания. Этот процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Именно поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает важное место в процессе экологического образования.

Считается, что проектно-исследовательская деятельность наиболее применима в школах, однако и в дошкольных учреждениях имеются все предпосылки для использования данного метода обучения, тем более что позитивное отношение к окружающему миру, основы экологического сознания закладываются именно в дошкольном возрасте.

Для детей дошкольного возраста очень важно почувствовать себя самостоятельными, но в то же время им необходима поддержка и помощь взрослых. Все это обеспечивается в рамках проектно-исследовательской деятельности.

Таким образом, проблема данного исследования заключается в поиске форм организации проектно-исследовательской деятельности в рамках дошкольных учреждений.

Соответственно, целью данной работы стала разработка способов реализации проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Объект исследования - проектные исследования в детском саду.

Предмет исследования - проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании.

Гипотеза исследования: проектно-исследовательская деятельность дошкольников, если она:

реализуется как через совместную со взрослым деятельность, так и через самостоятельную деятельность дошкольников;

образовательный процесс организуется совместными усилиями различных специалистов (воспитателя, эколога и др.)

Задачи исследования:

Определить место проектно-исследовательского метода в образовательном процессе;

Определить психологические и психофизические особенности детей дошкольного возраста;

Определить педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Выявить возможность применения проектно-исследовательского метода при работе с детьми дошкольного возраста

Дать рекомендации по использованию проектно-исследовательского метода в экологическом образовании дошкольников.

Методы исследования:

Методы теоретического исследования: анализ научной литературы по проблемам формирования экологических знаний.

Методы эмпирического исследования: обобщение и систематизация педагогического опыта в области формирования экологических представлений детей дошкольного возраста и использования проектно-исследовательского метода.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты можно использовать для реализации проектно-исследовательского метода при работе с детьми дошкольного возраста, направленной на экологическое воспитание и образование в дошкольном учреждении.

Еще по теме:

Характеристика содержания современного российского образования
Содержание образования - совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, отражающая определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки. Содержание образования - педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой д ...

Педагогическая теория М. Монтессори: свобода личности, самовоспитание, самообучение
Мария Монтессори — итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания; окончила Римский университет и была первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицинских наук, звание профессора антропологии и гигиены. Монтессори в 1898—1900 гг. работала в детской психиатрической клинике и впосл ...

История и философия компетентностного подхода в образовании
Компетентностный подход к образованию в последние годы становится все более популярным. Е.В. Бондаревская отмечает, что он перестает быть относительно локальной теорией, а постепенно превращается в общественное явление, претендующее на роль концептуальной основы, проводимой в сфере образования. Ана ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.2723