Педагогика и образование » Разработка способов реализации проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста » Проектно-исследовательская деятельность как один из методов образовательного процесса

Проектно-исследовательская деятельность как один из методов образовательного процесса

Страница 1

Исследовательская деятельность лежит в основе научной деятельности, однако в рамках образовательного процесса данная исследовательская деятельность, хоть и схожа с научной, однако имеет перед собой совершенно иные цели.

Как и научно-исследовательская деятельность, исследовательская деятельность в рамках образовательного процесса предполагает наличие основных этапов:

выявление проблемы,

ознакомление с информацией, знаниями, касающимися данной проблемы,

подбор методик исследования и их освоение,

сбор фактического материала исследования,

анализ и обобщение полученной информации,

формулирование выводов.

Данные этапы являются обязательными при осуществлении исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Основное отличие научно-исследовательской деятельности от учебного исследования состоит в цели деятельности. Если цель научного исследования - получение объективно нового материала, то главным смыслом учебного исследования является развитие личности, приобретение учащимся навыков исследования как способа освоения действительности, развитие исследовательского типа мышления, формирование личностной позиции учащегося на основе приобретения новых знаний.

В исследовательской деятельности нет готовых эталонов знания, поскольку явления, наблюдаемые в природе не вписываются в уже готовые схемы, а требуют осуществления анализа каждой конкретной ситуации. Это вызывает и некоторое изменение в характере взаимоотношений учителя и ученика. Возникает ситуация совместного постижения окружающей действительности, а передача навыков происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет педагога.

Исследовательская деятельность должна иметь результат. Однако ее ценность как метода образовательного процесса состоит не в самом результате, а в процессе исследования. Практическая значимость при этом является желательным, но совсем не обязательным эффектом.

Исследовательские учебные работы могут носить различный характер:

Проблемно-реферативные работы. Их выполнение основывается на изучении нескольких литературных источников и предполагает сопоставление данных и информации, полученных из различных источников, в результате чего формируется собственный взгляд на проблему, собственная ее трактовка.

Экспериментальные творческие работы. В основе их выполнения лежит описанный в науке и имеющий известный результат эксперимент. Экспериментальный работы имеют скорее иллюстративный характер, предполагая самостоятельную трактовку результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные работы направлены на наблюдение и описание определенного процесса или явления. Такие работы могут нести в себе элемент научной новизны. Особенностью данных работ является отсутствие корректной методики исследования. Так к натуралистическим работам относятся работы общественно-экологической направленности.

Исследовательские работы выполняются с применением корректной с научной точки зрения методики и имеют собственный экспериментальный материал, на основании которого производится анализ, и делаются выводы о характере явления или процесса.

Одной из распространенных разновидностей исследовательской деятельности является в настоящее время метод проектов.

Метод проектов представляет собой педагогическую технологию, ориентированную скорее на приобретение новых знаний, чем на интеграцию уже имеющихся.

С помощью метода проектов становится возможным формировать те личностные качества, которые могут развиваться лишь в процессе деятельности и не усваиваются вербально. Среди таких качеств:

Умение работать в коллективе,

Умение брать ответственность за решение,

Умение разделять ответственность,

Умение анализировать результаты своей деятельности.

В случае проектного метода происходит изменение роли учащихся, поскольку они становятся не пассивными, а активными участниками педагогического процесса. При этом происходит формирование собственного аналитического взгляда учащихся на проблему на имеющуюся информацию, перестает действовать заданная сверху оценочная схема: "это - верно, а это - неверно". Появляется свобода в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

В процессе самоанализа учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач и т.п. понимание своих ошибок формирует мотивацию к деятельности и личный интерес к получению новых знаний.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Семейное воспитание в развитии ребенка
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Восп ...

Наглядные методы производственного обучения
а) Демонстрация объектов и наглядных пособий Представляют собой метод наглядно - чувственного ознакомления с изучаемыми предметами, явления ...

Личностная готовность ребенка к школе
Для самого человека личность выступает как его образ-Я, Я-концепция. Именно в дошкольном возрасте начинается формирование личности ребенка. ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru