Педагогика и образование » Разработка способов реализации проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста » Проектно-исследовательская деятельность как один из методов образовательного процесса

Проектно-исследовательская деятельность как один из методов образовательного процесса

Страница 2

Основные педагогические цели метода проектов следующие:

намечать ведущие и текущие цели и задачи;

искать пути их решения, выбирая оптимальный путь среди альтернативных;

осуществлять и аргументировать выбор;

предусмотреть последствия выбора;

действовать самостоятельно (без подсказки);

сравнивать полученное с требуемым;

корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

объективно оценивать процесс и результат проектирования.

Принципы педагогического проектирования заключаются выполнении следующих правил, отраженных на рисунке 4.

учащихся, среди которых исследовательский метод имеет наибольшее значение.

Исследовательский метод (метод исследовательских проектов) основывается на формировании навыков освоения окружающего мира с использованием научной методологии.

Принципы проектирования - Рис.4

В процессе работы над проектом могут использоваться различные методы познавательной деятельности

Учебный исследовательский проект структурируется следующим образом:

определение целей исследовательской деятельности (данный этап обычно осуществляется педагогом);

формулирование проблемы исследования по результатам анализа исходного материала;

формулирование гипотезы о способах решения проблемы и возможных результатах исследования;

уточнение проблемы;

определение процедуры сбора и обработки информации;

анализ результатов;

оформление результатов и обсуждение возможного их применения.

Педагог должен отслеживать деятельность своих учеников, но при этом предоставлять им свободу действий. Оценка преподавателя и его вмешательство в процесс должны выражаться в форме совета.

Итоговая оценка проекта может проводиться по следующим критериям:

актуальность рассматриваемых проблем, их соответствие изучаемой теме;

корректность применяемых методов исследования и обработки результатов;

степень активности каждого участника;

коллективный характер принимаемых решений;

характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

глубина проработки проблемы, привлечение знаний из других областей;

доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения;

оформление результатов проекта;

умение отвечать на вопросы, аргументированность ответов каждого члена группы.

Для педагога организация проектно-исследовательской деятельности является важным вопросом, требующим детальной проработки. При планировании проекта необходимо определиться в следующих вопросах:

Тема

Количество участников

Количество задействованных педагогов и др. лиц

Длительность проведения, этапы, временные рамки

Возможные проблемы, которые необходимо исследовать в рамках данной тематики.

Необходимое оборудование

Организация исследования

Необходимая теоретическая информация

Необходимые практические навыки

Характер самостоятельной деятельности

Характер оформления и преподнесения результатов.

Проекты могут классифицироваться по различным признакам:

по составу участников (дошкольники, младшие школьники и т.п.)

по целевой установке;

по тематике (экологические, творческие, комплексные и др.)

по длительности (краткосрочные, длительные)

Вывод:

Одним из ключевых вопросов современного образовательного процесса является синтез обучения и воспитания, что в особенности характерно для образовательного процесса в рамках детских дошкольных учреждений.

Сам педагогический процесс представляет собой функционирующую педагогическую систему, в состав которой входят компоненты: педагог, учащийся, содержание образования, формы организации педагогического процесса, методы педагогического процесса и т.д.

Одним из методов, приобретающих все большую популярность в современном педагогическом процессе, является исследовательский метод. Разновидностью данного метода является проектно-исследовательская деятельность.

Главным смыслом учебного исследования является развитие личности, приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося. В исследовательской деятельности нет готовых эталонов знания, явления, увиденные в живой природе они требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Взаимосвязь обучения и воспитания в творческом поиске педагога
Четыре тезиса постоянно прослеживаются в мировой педагогической литературе ХХ века: обучение – это и есть хорошо организованное воспитание; целью обучения является воспитание гармоничной личности; развивающее обучение – условие и результат воспитывающего обучения; активность личности в обучении осн ...

Социолизация ребенка в игре
Большинство семей, имеющих детей, по-прежнему традиционные и полные. Однако рекомендуется воспитывать девочек и мальчиков одинаково: дети не только получают равную заботу о себе со стороны матери и отца, но и играют в одинаковые игрушки и игры, так что не поощряется не демонстрация силы и агрессивн ...

Своеобразие детской самостоятельной игры
Детская самостоятельная игра имеет ряд особенностей: Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Де ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved 0.18