Педагогика и образование » Новые технологии обучения » Применение технологии сотрудничества в школе

Применение технологии сотрудничества в школе

Страница 1

Начать применять технологию сотрудничества в школе необходимо с планировки помещения. Необходимо это по следующей причине – традиционная трехрядная планировка парт в классах, когда дети целый день вынуждены видеть лишь затылки друг друга, но зато в течение всего урока лицезреть учителя, когда лучший учеников сажают за передние парты, а галерка всегда рассматривается как нечто, что может нарушить стройное течение урока, полностью приспособлена для того, чтобы «внимать» и не отвлекаться, не общаться друг с другом. Подобные классы предназначены для того, чтобы слушать, а не работать. Именно поэтому при применении технологии сотрудничества в школе необходимо так разместить рабочие места детей, чтобы они могли, прежде всего, общаться в процессе совместной деятельности. Для этого они должны, разумеется, видеть лица друг друга. Рабочие столы для этого должны стоять либо углом один к другому (для работы в тройках), либо по мере необходимости по два стола вместе, расположив стулья по два напротив друг друга (для работы в четверках, шестерках). Стоит отметить, что подобная планировка помещения нисколько не мешает слушать, но главное направление деятельности на таких уроках – общение в ходе познавательной совместной и творческой деятельности.

Для организации обучения в сотрудничестве в классе, необходимо приближаться к намеченной цели постепенно, приучая учеников:

взаимодействовать в группе с любым партнером и партнерами;

работать активно, серьезно относясь к полученному заданию;

вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;

полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьезный и ответственный труд.

С этой целью, прежде всего, необходимо определить учебно-познавательную цель урока и дидактическую задачу использования данного метода (соответственно того или другого его варианта). Эта задача должна быть абсолютно ясна не только учителю, но и учащимся.

На следующем этапе необходимо проработать план урока, при этом обязательно распределив время, необходимое для выполнения той или иной работы на уроке. Обозначив учебные задачи урока, важно отметить также, какие роли предусматривает деятельность учащихся в группах. Это также должно быть абсолютно понятно школьникам. Они сами определяют, кто какую роль способен выполнять, но они должны знать, какие могут быть роли (лучше записать их на доске). Например, для выполнения определенного задания в группах необходимо предусмотреть: ведущего (отвечающего за выполнение задания), редактора (проверяющего правильность выполнения), оформителя (отвечающего за чистоту и эстетику оформления задания).

Далее необходимо сделать следующее.

1. При подготовке к уроку необходимо выделить одно-два задания, которые потребуют после обычного объяснения определенных действий со стороны учащихся для усвоения нового материала (выполнения упражнений, чтения и осмысления правил и текста, ответов на вопросы по прочитанному тексту и т. д.). Это задание может быть ориентировано в зависимости от поставленной цели либо на контроль понимания и осмысления нового материала, либо на проверку его усвоения и закрепление. Но задание это должно быть одно на группу. Нужно учитывать и то, что в группах учащиеся могут выполнить за отведенное время несколько меньше заданий, чем при индивидуальной работе, поэтому количество заданий в упражнении и задач на закрепление правил для группы должно быть меньше, чем для индивидуально работающего ученика.

2. Необходимо разбить класс (заранее при подготовке к уроку) на группы по два – три человека (поначалу группы не стоит делать большими). в каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученики, мальчики и девочки.

Ученикам нужно предоставить возможность самим определять функцию каждого из них при выполнении задания, а также напомнить им, что надо обязательно предусмотреть такие роли, как организатор активной деятельности каждого ученика (следит за активностью своих партнеров в группе); отслеживающий культуру общения и взаимопомощи внутри группы; редактор (контролирует правильность выполнения задания) или лидер (берет на себя ответственность подготовить всех своих партнеров к докладу или отчету по выполненному заданию). Это – очень важные роли и ученики должны выполнять их наряду с академическими заданиями.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Характеристика психофизического развития детей среднего школьного возраста
Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 11 до 15 лет (V–IX классы) . Как указывает Эльконин Д.Б. (1999) – данный возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии, т. к. он связан с процессом полового созревания и является критическим в биологическом ...

Гуманно-личностная технология
Амонашвили Шалва Александрович – академик РАО, известный советский и грузинский педагог – ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педа ...

Индивидуально-дифференцированный на основе двигательной активности
Особых знаний и умений педагога требует руководство двигательной активностью детей. Различия в объеме, продолжительности, интенсивности и содержания двигательной активности настолько велики, что выделяются отчетливо даже при обычном наблюдении дети средней, большой и малой подвижности. Дети средней ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0258