Педагогика и образование » Введение краеведческого материала в урок русской литературы » Понятие, цели и задачи краеведения в школе

Понятие, цели и задачи краеведения в школе

Страница 3

Например, изучая Великую Отечественную войну, ребята рассматривают её влияние на область, район, село и, наконец, свою семью. Или изучая родословную своей семьи, учащиеся связывают её с историей своего села, города, района, области, страны. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся называют принципом маятника.

Вместе с тем необходимо реализовать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным событиям снова и снова, шли бы из класса в класс в процессе учебной, внеурочной работы по восходящей. Углубляя свои историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

Можно взглянуть на проблему и с несколько другой стороны. Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае – жизнь людей в её развитии, во всех многообразных её проявлениях и результатах, в границах определенной территории (деревня, город, район и т. д.).

Если изучить социально-экономические, общественно-политические, культурные связи, отношения людей. Познакомиться с их духовной жизнью в тот или иной период времени, то можно утверждать: я знаю историю, ведь знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы – значит понять саму эпоху, саму историю.

Предметом краеведческих изысканий может быть любой человек, самый обычный, главное чтобы материал был конкретен и помогал преодолеть безликость исторических фактов. Хотя, как правило, на уроках уделяется внимание только знаменитым землякам или другим известным лицам, а о людях находящихся в других районах Беларуси в ближнем и дальнем зарубежье, но сделавших много для нашего края, забывают. Это ошибка. Как и изучение этноса, наиболее распространенного на определенной территории. Ребята должны четко знать, что мы живем в полиэтническом и поликультурном государстве, поэтому необходимо внимание всем народам.

Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в крае. При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная. Поэтому недопустимо невнимание к тем или иным конфессиям.

Необходимо также изучать другие субъекты исторического процесса: различные социальные группы и общности, общественные организации и объединения в крае.

История края, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее, будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их не только с прошлым, но и с современным состояние села, предположить перспективы развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно- следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

Необходимо также освещать вопросы, связанные с международными отношениями: влияние зарубежных стран на нашу культуру, экономику, политику на разных этапах развития нашего государства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при отборе учебного содержания краеведения нужно руководствоваться определёнными принципами, их в своей работе «Курс национально- региональной истории в основной школе» выделяет Е. Ю. Петряева:

1. Принцип диалектической взаимосвязи с курсами отечественной и всеобщей истории. Материал отражает исторические и культурные тенденции характерные для всех регионов Беларуси и, возможно, для всего мира.

2. Принцип интегративности. Краеведение дает учащимся целостное представление о человеке, живущем на определенной территории. Интегративность заключается в том, что для уроков берутся сведения и археологии, и географии, и этнографии, и экономики, и литературы, и истории.

3. Принцип поликультурной толерантности. Сведения из местной истории ещё раз подчеркивают, что мы живём в обществе, где очень много различных наций, что каждый народ имеет свой язык, веру, обычаи, менталитет, но при этом необходимо помнить: все люди равны и интересны и мы должны уметь жить в мире с окружающими.

4. Антропологический принцип. Человек является центром изучения краеведения, история его духовно-практического опыта, а политическая и экономическая история рассматриваются лишь как условия развития человека.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Духовность как нравственная основа личности
Если проанализировать и подытожить суждения, мнения, высказывания о личности, "рассыпанные" по трудам, статьям, заметкам К.Д. Ушинского, то вполне закономерным и обоснованным будет вывод, что доминантной чертой личности он считал целостность духовно-нравственных, волевых, интеллектуальных ...

Примеры активации учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении темы «Деревообработка»
Приведём примеры двух возможных вариантов построения уроков в целях выявления специфики методов, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся. Вариант первый. Показывая учащимся изделия из фанеры, учитель просит назвать материал, из которого они изготовлены. Учащиеся, используя жизнен ...

Животные уголка природы
Беспозвоночные животные. Рассмотрим беспозвоночных животных, которых рекомендуется держать в уголках живой природы детских садов. Начнем с моллюсков — катушки, лужанки и физы, которых целесообразно держать в аквариумах вместе с рыбами. Катушка водится в болотах и прудах. Тело свое она прячет в рако ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2396