Педагогика и образование » Использование элементов программированного обучения в процессе освоения курса информатики в основной школе » Особенности курса информатики на современном этапе

Особенности курса информатики на современном этапе

Страница 1

В последние годы в нашей стране активно проводится эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, затрагивающий все ступени образования.

Необходимость организации непрерывности обучения информатике в средней общеобразовательной школе назрела давно. Ещё Козьма Прутков сказал: "Нельзя объять необъятное", а наше среднее образование (и не только среднее) было построено как раз по такому принципу "всеядности". Ученики старших классов вынуждены изучать все предметы школьной программы в одинаковом объёме. Однако такое обучение не может обеспечить им достаточный уровень знаний и практических умений. Недостаток знаний по "нужным" дисциплинам обычно восполняется за счёт репетиторов, подготовительных курсов и т. д. Эта проблема остаётся актуальной и по сей день. Когда абитуриент становится студентом, выясняется, что полученных в школе знаний явно недостаточно, особенно это касается такой дисциплины как основы информатики и вычислительной техники, без которой не обойтись ни одному студенту, будь он в будущем программистом или преподавателем литературы.

Согласно "Стандарту основного общего образования по информатике и ИКТ" выпускник среднего общеобразовательного учреждения должен обладать достаточным набором компетенций для дальнейшего самообучения и саморазвития и использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

На самом деле информатику в одних школах изучают со второго класса, в других — с девятого, а то и с десятого, поэтому объём и наполнение курса в разных учебных заведениях различаются между собой, а абитуриенты имеют разный багаж знаний и умений. Кто-то умеет писать программы, работать с базами данных, создавать презентации, а кто-то просто имеет достаточно слабое представление обо всём.

В Министерстве Образования РФ ещё с конца 90-х годов прошлого века ставилась задача непрерывности образования в области информатики в общеобразовательной школе. Выпускникам школ (в том числе и учащимся, заканчивающим основную школу) особенно важно иметь целостную систему знаний в области информационных технологий, соответствующую требованиям государственных стандартов. Был разработан ряд программ по применению компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования: "Пилотные школы" - совместный проект с компанией IBM, Федеральная целевая программа "Электронная Россия", Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001—2005 годы" и др.

Школьный Курс Информатики условно делится на 3 этапа:

Начальный этап: учебный модуль "Практика работы на компьютере" в 3-4 классах;

Основной этап: основной курс "Информатика и ИКТ" в объеме 105 часов в 8-9 классах;

Старший этап: базовый (70 часов) или углубленный (280 часов) курс "Информатика и ИКТ" в 10-11 классах.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Школьное образование предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Информатика и ИКТ" на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Конференц-связь по телефонному каналу
Наиболее простым способом использования средств телекоммуникации на пути к виртуальному классу является организация урока на основе конференц-связи по телефонному каналу, или аудиоконференция. Идея состоит в том, чтобы преподаватели и ученики, находящиеся в двух и более разных местах, могли говорит ...

Белая Книга: основные направления реформирования высшей школы
Реформы, о которых шла речь в Белой Книге, были направлены на реализацию предложенного в ней видения. В этом параграфе рассматриваются соответствующие меры по выделенным автором ранее направлениям. То, как они осуществлялись на практике уже после публикации Белой Книги, будет описано в следующем па ...

Воспитательная деятельность как фактор становления ценностных ориентаций учащихся
Сущность, структура воспитательной деятельности Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0269