Педагогика и образование » Способы формирования орфографической зоркости и создание системы орфографических упражнений для ее выработки » Анализ программ и учебников по русскому языку в аспекте исследуемой проблемы

Анализ программ и учебников по русскому языку в аспекте исследуемой проблемы

Страница 2

Главная функция учебника — это руководство всеми видами познавательной деятельности учащихся, развитие наблю­дательности, мышления, практических действий, что отвечает основной цели развивающего обучения. При этом значительная роль отведена проблемному методу изложения знаний, проблем­ным заданиям. Знания не даются в готовом виде. Мысль уче­ника направлена на поиск, «добывание» знаний путем система­тических наблюдений за языковыми фактами, их сравнения и обобщения полученных выводов. Для методического аппарата учебников характерны: проблемность, вариантность, индивидуализация учебных заданий; показ коллизий в изучае­мом материале; наличие репродуктивных и творческих заданий; соединение в учебном материале рационального и эмоциональ­ного; предоставление учащимся максимума инициативы и само­стоятельности в «добывании» знаний; направленность на само­стоятельное установление связей между фактами и явлениями языка; применение учебных заданий разной степени сложности с организацией дозированной помощи для оптимального продвижения детей с различными потенциальными возможностями в учении и развитии.

Способы и методические приемы обучения русскому языку, соответствующие принципам развивающего обучения, во многом определяются учебником. Подчеркиваем еще раз исключитель­ное значение приема сравнения, который способствует разви­тию учащихся, осмысленному усвоению ими знаний и форми­рованию навыков.

В процессе изучения программного материала необходимо неуклонно добиваться осмысленного усвоения детьми граммати­ческих знаний, так как это имеет большое значение для разви­тия учащихся.

Задания учебника во многом рассчитаны на самостоятель­ное выполнение. Важно, чтобы каждый ученик обдумывал за­дание, пытался его выполнить, осознавал процесс выполнения и причины своих затруднений, ошибок. При выполнении заданий повышенной трудности учащимся предлагаются варианты помо­щи, что связано с реализацией одного из свойств методической системы развивающего обучения — свойства вариантности, учи­тывающего прежде всего индивидуальные особенности школь­ников.

Упражнения, подводящие к выводу, лучше выполнять кол­лективно. Для коллективной классной работы следует исполь­зовать и такие упражнения, в которых от детей требуется при­думать слова или предложения в соответствии с грамматичес­ким заданием.

Большое внимание нужно уделять повторению пройденного материала. В учебниках нет разделов, специально посвященных повторению. Оно должно органически связываться с изучением нового материала. Работу над упражнениями следует организовывать так, чтобы шло сопоставление новых знаний с ранее изу­ченными.

В дополнение к упражнениям учебника необходимо система­тически проводить диктанты различных видов. Особое внима­ние следует уделять слуховым и зрительным диктантам. при изучении орфографических правил.—

Учебники содержит большое количество отрыв­ков из художественных произведений. Очень важно использовать этот материал не только для грамматического анализа, но и для выявления выразительных средств языка и его эстетического воздействия на читателя.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Обзор компьютерных графических средств по изобразительной деятельности
Название, системные требования Описание Несерьезные уроки: Учимся рисовать Издательство: «Новый Диск» Год выпуска: 2001 г. Носитель: CD Серия программ для детей "Несерьезные уроки" включает 9 дисков. Каждый из них представляет собой сборник игр, обучающих буквам и цифрам, развивающих памя ...

Индивидуальная работа при использовании метода сказкотерапии
Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя ...

Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушениями интеллекта
В нашей стране создана дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых). В соответствии с характером нарушений и степенью их выраженности дети воспитываются в специальных (коррекционных) учреждениях, находящихся в введении Министер ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.26