Педагогика и образование » Мониторинг качества предметной обученности » Теоретические основы предметной обученности

Теоретические основы предметной обученности

Предметная обученность является фундаментом качества образования, именно на ее основе создается здание предметных и надпредеметных компетенций. Высокий уровень предметной обученности позволяет ученику успешно овладевать деятельностью, а учителю формировать определенные стандартом умения. Таким образом, оценка предметной обученности – обязательный элемент формирующейся системы оценки качества образования.

Как оценить динамику изменений в учебном и личном росте ребенка? Для решения поставленной задачи используются такие параметры результативности учебного процесса, как обученность и обучаемость.

1. Обученность – это не что иное, как уровень учебных достижений, предметных знаний, умений и навыков, приобретенных учеником для самостоятельной деятельности. Мерой обученности ученика является отметка по предмету. Для учителя – оценка эффективности его работы.

2. Обучаемость – уровень учебных возможностей ученика в данное время и по данному предмету. Уровень обучаемости – не клеймо, а динамический изменяющийся параметр, зависящий как от наследственных задатков, так и от социальных условий. И рост этого параметра, пусть и небольшой, наиболее точно определяет результативность личностно-ориентированного учебного процесса.

Оценка качества предметной обученности (далее – оценка) является одной из форм государственно-общественного контроля за качеством образования и проводится в порядке контроля за соблюдением аккредитованными образовательными учреждениями требований государственного образовательного стандарта.

Основными принципами оценки являются объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики.

Проводить процедуру оценки качества предметной обученности может только специально подготовленный человек (технолог – независимый эксперт) или учитель ОУ, прошедший специальный инструктаж, который обладает следующими профессиональными и личностными качествами:

понимает задачи тестирования;

компетентен в проведении теста, обработке и оценивании результатов;

умеет контролировать себя;

эмоционально уравновешен;

общителен;

тактичен;

имеет одинаковый статус по отношению ко всему контингенту испытуемых (лучше, если не является учителем испытуемой группы, ее воспитателем).

При назначении технологов должно быть исключено присутствие на диагностической работе учителей-предметников по соответствующему или родственному предмету.

Для оценки качества предметной обученности учащихся общеобразовательных учреждений используются следующие формы работы:

– репетиционные экзамены;

– пробные экзамены;

– итоговые проверочные работы;

– промежуточные проверочные работы;

– тестирование в компьютерной форме;

– анкетирование.

В качестве измерительного материала для проведения оценки используются контрольно-измерительные диагностические материалы.

Содержание контрольно-измерительной диагностической работы определяется нормативными документами, устанавливающими обязательный минимум содержания основного и среднего (полного) общего образования, в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников по соответствующей образовательной программе.

Диагностическая работа состоит из двух или трех частей, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержит задания базового уровня, часть 2 – задания повышенного уровня сложности, часть третья – задания повышенного уровня сложности.

Еще по теме:

Формирование орфографической зоркости
Работу над орфографической грамотностью следует начинать с орфографической зоркости учащихся. Важно, прежде всего, научить детей ставить перед собой орфографический задачи, а затем уже постепенно учить их решению. Орфографическая зоркость – умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетан ...

Общая характеристика задержки психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и в ...

Понятия и сущность оценки результатов обучения в компетентностно-ориентированном образовании
В связи с тем, что в сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации, направленность системы отечественного образования изменилась. Был взят курс на модернизацию этой важной для общества системы. На протяжении большей части советского периода российского образования его компетентнос ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0096