Педагогика и образование » Федеральный интернет-экзамен как инструмент мониторинга в системе образования » Мониторинг образования: его роль в реализации социальных функций образования

Мониторинг образования: его роль в реализации социальных функций образования

Страница 1

Качество вуза оценивается посредством процедуры аккредитации, включающей в себя самообследование и внешнюю оценку. Помимо аккредитации, в последнее время развивается система рейтингов вузов – ранжирования их по различным основаниям. Роль рейтинга возрастает в свете разрабатываемых сегодня реформ высшего образования, как в связи с идеей привязать к нему объемы госбюджетного финансирования вузов, так и в связи с идеей о включении российских вузов в Болонский процесс, посредством их привязки к западной системе стандартизированных показателей деятельности учебных заведений. Необходимым инструментом внешней оценки вуза выступает мониторинг образовательного процесса.

Федеральной программой развития образовани в качестве одной из задач была обозначена необходимость развития мониторинга состояния системы образования, а также совершенствования методов и механизмов прогнозирования развития системы образования и подготовки специалистов с учетом потребностей личности, общества и государства. Несмотря на это, мониторинг как процесс по существу пока только формируется. Получены первые результаты мониторинга экономики системы образования, развивается система мониторинга хода и обработки результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ), в стадии формирования находится мониторинг реализации мероприятий Федеральной программы развития образования. Однако мониторинга как целостной системы отображения состояния образования до настоящего времени не сформировано.

В общем виде мониторинг можно рассматривать как вид деятельности, направленный на получение информации о процессе или объекте. Мониторинг используется в экологии, социологии, педагогике, медицине, в управленческой деятельности и многих других. Это понятие не имеет точного, однозначного толкования, поскольку применяется в разных сферах научно-практической деятельности. В научно-педагогической литературе для определения сущности мониторинга используются различные определения.

Мониторинг - процесс непрерывного научно обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.

Мониторинг - непрерывное, длительное наблюдение за состоянием среды и управление им путем своевременного информирования людей о возможном наступлении неблагоприятных критических или недопустимых ситуаций.

Мониторинг - самостоятельная функция управления. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проверенных педагогических действий, при этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности образовательной системы ее конечным целям.

Мониторинг - научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и представления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений. Мониторинг выступает как важнейшая часть и информационная база менеджмента.

«Можно считать мониторинг обособленной деятельностью по наблюдению за состоянием некоего объекта (объектов) или процесса (процессов), по анализу этого состояния, его оценке и происходящих в нем изменений, а также прогнозированию состояния в будущем».

Следует признать, что любое определение мониторинга точно отражает только его отдельные стороны. Любое определение схематично и не может претендовать на полную и объективную передачу сущности явления. Сам же мониторинг представляет собой целостный управленческий инструмент, внутреннее строение, назначение, место и время применения которого необходимо определить в зависимости от особенностей предмета мониторинга и социально-исторических условий.

В узком смысле слова мониторинг объединяет три важных компонента, присутствующих в управлении:

- контроль различных сторон деятельности вуза, школы;

- систему информационного обеспечения управления;

- экспертизу различных сторон деятельности вуза, школы.

Цели мониторинга направлены в конечном счете на обеспечение принятия обоснованных управленческих решений по изменению состояния наблюдаемого объекта (процесса). То есть мониторинг – это составная часть управленческой деятельности (сбор информации об управляемой среде).

Цели системы образования формируются на пересечении целей заинтересованных групп (субъектов образования) и целей государства (региона). Мониторинг системы образования осуществляется для того, чтобы сопоставить цели системы образования и ее состояние. Инструментами сопоставления здесь выступают лицензирование, аттестация, аккредитация образовательных организаций. На выходе получаем информацию по двум уровням: степень соответствия системы образования установленным требованиям (уровень государства) и степень соответствия целей и состояния образовательной системы (уровень субъектов образования).

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Трудности обучения чтению на английском языке
Овладение чтением на английском языке всегда представляет большие трудности для учащихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка. В подтверждение сказанного можно привести следующие данные: орфографическая система использует 26 букв, 146 графем (буквосочетаний), ...

Система профессионального образования
Профессиональное образование осуществляется через специальные школы и курсы. В государственную систему образования низшее профессиональное образование было включено в 1880 году, когда был издан закон о ремесленных школах. Большое значение для развития профессионального образования во Франции имел з ...

Порядок реализации федерального компонента
Федеральный орган управления образованием, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальные органы управления образованием, администрация аккредитованных образовательных учреждений создают необходимые условия для реализации федерального компонента государственного станда ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.3357