Педагогика и образование » Федеральный интернет-экзамен как инструмент мониторинга в системе образования » Мониторинг образования: его роль в реализации социальных функций образования

Мониторинг образования: его роль в реализации социальных функций образования

Страница 1

Качество вуза оценивается посредством процедуры аккредитации, включающей в себя самообследование и внешнюю оценку. Помимо аккредитации, в последнее время развивается система рейтингов вузов – ранжирования их по различным основаниям. Роль рейтинга возрастает в свете разрабатываемых сегодня реформ высшего образования, как в связи с идеей привязать к нему объемы госбюджетного финансирования вузов, так и в связи с идеей о включении российских вузов в Болонский процесс, посредством их привязки к западной системе стандартизированных показателей деятельности учебных заведений. Необходимым инструментом внешней оценки вуза выступает мониторинг образовательного процесса.

Федеральной программой развития образовани в качестве одной из задач была обозначена необходимость развития мониторинга состояния системы образования, а также совершенствования методов и механизмов прогнозирования развития системы образования и подготовки специалистов с учетом потребностей личности, общества и государства. Несмотря на это, мониторинг как процесс по существу пока только формируется. Получены первые результаты мониторинга экономики системы образования, развивается система мониторинга хода и обработки результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ), в стадии формирования находится мониторинг реализации мероприятий Федеральной программы развития образования. Однако мониторинга как целостной системы отображения состояния образования до настоящего времени не сформировано.

В общем виде мониторинг можно рассматривать как вид деятельности, направленный на получение информации о процессе или объекте. Мониторинг используется в экологии, социологии, педагогике, медицине, в управленческой деятельности и многих других. Это понятие не имеет точного, однозначного толкования, поскольку применяется в разных сферах научно-практической деятельности. В научно-педагогической литературе для определения сущности мониторинга используются различные определения.

Мониторинг - процесс непрерывного научно обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.

Мониторинг - непрерывное, длительное наблюдение за состоянием среды и управление им путем своевременного информирования людей о возможном наступлении неблагоприятных критических или недопустимых ситуаций.

Мониторинг - самостоятельная функция управления. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проверенных педагогических действий, при этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности образовательной системы ее конечным целям.

Мониторинг - научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и представления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений. Мониторинг выступает как важнейшая часть и информационная база менеджмента.

«Можно считать мониторинг обособленной деятельностью по наблюдению за состоянием некоего объекта (объектов) или процесса (процессов), по анализу этого состояния, его оценке и происходящих в нем изменений, а также прогнозированию состояния в будущем».

Следует признать, что любое определение мониторинга точно отражает только его отдельные стороны. Любое определение схематично и не может претендовать на полную и объективную передачу сущности явления. Сам же мониторинг представляет собой целостный управленческий инструмент, внутреннее строение, назначение, место и время применения которого необходимо определить в зависимости от особенностей предмета мониторинга и социально-исторических условий.

В узком смысле слова мониторинг объединяет три важных компонента, присутствующих в управлении:

- контроль различных сторон деятельности вуза, школы;

- систему информационного обеспечения управления;

- экспертизу различных сторон деятельности вуза, школы.

Цели мониторинга направлены в конечном счете на обеспечение принятия обоснованных управленческих решений по изменению состояния наблюдаемого объекта (процесса). То есть мониторинг – это составная часть управленческой деятельности (сбор информации об управляемой среде).

Цели системы образования формируются на пересечении целей заинтересованных групп (субъектов образования) и целей государства (региона). Мониторинг системы образования осуществляется для того, чтобы сопоставить цели системы образования и ее состояние. Инструментами сопоставления здесь выступают лицензирование, аттестация, аккредитация образовательных организаций. На выходе получаем информацию по двум уровням: степень соответствия системы образования установленным требованиям (уровень государства) и степень соответствия целей и состояния образовательной системы (уровень субъектов образования).

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Университеты – уникальный социальный институт
Исторический феномен развития университетов берет свое начало с XI века, когда университеты являлись средневековыми корпорациями, включавшими как магистров, так и учащихся (отсюда и их название – Universitas magistrorum et scolarium, корпорации учителей и учеников, или просто университеты, т.к. сту ...

Классификация моделей по фактору времени
По фактору времени модели делятся на: - Статические – модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени (единовременный срез информации по данному объекту); - Динамические – модели, описывающие процессы изменения и развития системы (изменения объекта во времени). Примеры: описание ...

Особенности психического развития детей с ранним детским аутизмом
Ранний детский аутизм – сравнительно редкая форма патологии. По данным L. Wing, распространение его составляет 2 на 10000 детей. Основными проявлениями синдрома, которые наблюдаются при всех его разновидностях, являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окруж ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2312