Педагогика и образование » Педагогическое общение в учреждениях дополнительного образования детей » Педагогическое общение как научно-педагогическая проблема

Педагогическое общение как научно-педагогическая проблема

Страница 3

Педагогическое общение создает условия для реализации потенциальных сущностных сил субъектов педагогического процесса. Высшая ценность педагогического общения - индивидуальность педагога и воспитанника, собственное достоинство и честь педагога, достоинство и честь воспитанников. В связи с этим ведущим принципом педагогического общения может быть принят императив И. Канта: всегда относиться к себе и воспитанникам как цели общения, в результате которого происходит восхождение к индивидуальности. Императив - безусловное требование. Именно это восхождение к индивидуальности в процессе общения и является выражением чести и достоинства субъектов общения.

Педагогическое общение должно ориентироваться не только на достоинство человека как важнейшую ценность общения. Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову.

Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие и на воспитанников в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, - на организацию освоения знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью - на само взаимодействие, на воспитанников (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения.

В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью на субъектов: личностной, социальной и предметной. Это происходит в силу того, что педагог, работая с одним ребенком над освоением какого-либо материала, всегда ориентирует ее результат на всех, присутствующих на занятии, т.е. фронтально воздействует на каждого члена объединения. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, выявляясь во всей совокупности названных характеристик, выражается также в том, что органически сочетает в себе элементы личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения.

педагогическое общение дополнительное образование

Качество педагогического общения определяется, прежде всего, тем, что оно реализует и обучающую, и воспитывающую функции, поскольку основу образовательного процесса составляет обучение, обладающее воспитывающим и развивающим характером. Обучающая функция может быть соотнесена с трансляционной функцией общения, но только в общем плане. Обучающая функция педагогического общения является ведущей, но она не самодовлеющая, она естественная часть многостороннего взаимодействия педагога - воспитанников, воспитанников между собой.

Общение - это процесс развития и становления отношений между субъектами, которые активно участвуют в диалоге. Речь педагога является основным средством, которое позволяет ему приобщить воспитанников к своим способам мышления.

Если рассматривать общение как сквозной элемент педагогического процесса, то необходимо выделить две основные модели общения:

учебно-дисциплинарную;

личностно-ориентированную.

Учебно-дисциплинарная модель общения складывалась в нашей стране десятилетиями и несет на себе отпечаток второй половины 70-х гг. прошлого столетия, когда целью обучения являлось вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Лозунгом в ходе взаимодействия взрослого с детьми было "Делай как я". Для рассматриваемой модели общения характерен авторитарный стиль общения, где:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Сравнительное исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных понятий
Испытуемые 9 класса в количестве 15 человек успешно справились с тестирование. Из полученных результатов (см. приложение 2) можно сделать следующие выводы: сравнительный график Рекомендации: Учителям, работающим в классе необходимо помнить, что основная часть аудитории класса запоминает материал пр ...

Характеристика анимационных развивающих программ
Шульга И.И. («Педагогическая анимация как социокультурный и психолого-педагогический феномен») выделяет основные современные направления анимационной деятельности: рекреационная, педагогическая, социально – культурная и музейная анимация. Педагогическая анимация, по мнению Курило Л.В. («Теория и пр ...

ДОУ в режиме развития
Режим развития – целенаправленный, закономерный, непрерывный, необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культуротворческой направленностью и постоянно расширяющимся потенциалом роста. Режим функционирования – процесс жизнед ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0444