Педагогика и образование » Словотворчество как закономерность развития речи ребенка в дошкольном возрасте » Практическое подтверждение наличия словотворчества, рассмотрение его механизмов на конкретных примерах

Практическое подтверждение наличия словотворчества, рассмотрение его механизмов на конкретных примерах

Страница 2

Лисапед (Алеша 4года) – называет так велосипед. Вероятно, Алеша не может четко произнести полное слово «велосипед», состоящее из четырех слогов, и просто обрезает слово, причем меняет местами гласные звуки во втором и третьем слогах – звук [и] из третьего слога попадает во второй, звук [а] второго слога оказывается в третьем. Ребенок делает это, очевидно чтобы облегчить произношение данного слова - проще произнести «ласапед», чем «ласипед» по лингвистическим причинам (звук [и] переднего ряда, звук [а] заднего ряда, согласный звук [л] также переднеязычный). По классификации Ушаковой данное слово принадлежит категории «слов-осколков».

Лафэло (Катя 3года) – слово для названия конфет «Рафаэлло». Очевидно данное слово слишком длинное и сложное для произнесения, девочка убирает сложное «зияние» двух гласных звуков и заменяет звук [р] звуком [л]. По классификации Ушаковой мы бы отнесли данное слово к «словам-осколкам».

Тубубодик (Полина 4,5года) – называет этим уменьшительно-ласкательным словом бутерброд (бутербродик). Выявление механизмов формирования данного слова представляется достаточно сложным. Следует отметить, что девочка не четко произносит звук [р], а в слове «бутербродик» очень сложное и неудобное сочетание этой согласной. Ребенок упрощает длинное слово.

Басёсь (Вова 2года 8мес.) – употребляет данное слово, называя так рыбу «лосось». Вове показали рыбу и объяснили: «Это лосось, это рыба». Мальчик совместил два слова и придумал свое – «басёсь». По классификации Ушаковой это слово относится к группе «синтетических слов». Басёсь = рыба (только не первый слог, а второй) + лосось.

Нупидуги (Полина 3 года) – называет так мультик «Ну, погоди!». Для девочки название мультфильма, очевидно, является не двумя словами, а одним длинным. 3 разных гласных звука вызывают у нее трудность, и она вообще убирает из слова гласный звук [а]. Слово формируется чередованием гласных звуков [и] и [у]. В согласных девочка тоже путается – согласные двух последних слогов поменяла местами.

Капет (Вова 3,5 года) – называет так пакет. Мальчик меняет местами два согласных звука [п] и [к]. В результате этого в первом слоге мы слышим звук [к], а во втором наоборот - звук [п]. Человеку со стороны трудно, и даже невозможно в «капете» узнать привычный уху «пакет».

Копти (Алеша 3 года) – играет в песочнице и называет так свои ногти. Очевидно, данное слово появилось в словаре мальчика путем слияния двух слов – «копать» и «ногти». По классификации Ушаковой это слово относится к группе «синтетических слов». Копти = копать + ногти.

Катита (Настя 2 года) – называет так котлету, когда кушает. Очевидно для девочки в этом возрасте достаточно сложно произнести слово, состоящее из трех слогов «котлета», тем более, что в середине слова встречается группа согласных. Девочка «выбрасывает» второй согласный звук, меняет гласный звук, в результате чего образуется новое слово.

Най (Катя 2 года 2 мес.) – таким словом просит что-то. По классификации Ушаковой мы бы отнесли это слово к группе «синтетических слов». Най = на + дай.

Чичи (Вика 2,5 года) - называет так часы. Девочка уподобляет второй слог первому – так легче произнести. К тому же было замечено, что для маленьких детей представляет сложность звук [ы], поэтому легко объяснить такую замену Вики.

Люля (Настя 4года) – этим словом называет луну. когда девочку просят объяснить, почему «люля», а не «луна», она не задумываясь отвечает, что маленьких деток качают в люлечке и светит луна, поэтому это уже не луна, а люля.

Чань (Катя 2,5 года) – в переводе с Катиного языка «чань» - это «чай». Представляется достаточно сложным выявить механизм формирования данного слова, можем предположить, что девочка не четко слышит в речи взрослых звук [j] и пытается подобрать звук, похожий на него. В результате образуется новое слово.

Аиии (Катя 2 года) – называет так яйцо (яичко). Мама очень плавно и протяжно читает Кате сказку о курочке Рябе, в этой сказке встречается слово «яичко». После этого, Катя пытается имитировать маму, но так как речевой аппарат развит еще не достаточно, получается только «аиии». Видя яйцо в холодильнике девочка называет его так же.

Ади-ади (Катя 2года) - называет так одеяло. Слышит песенку в передаче «Спокойной ночи, малыши», но не может пока повторить слово «одеяло», поэтому появляется новое слово, которое тем не менее используется не только для пения песенки, но так же для обозначения предмета одеяло. Данное слово надолго закрепилось в словаре девочки.

Комментарии:

Следует отметить, что в некоторых случаях возраст указан точно, так как родители вели дневник и записывали за своим ребенком новые интересные слова. В некоторых случаях указан возраст примерный, со слов родителей.

Выводы:

Качественный анализ единиц детского словотворчества, взятых из собственного опыта или полученных в результате бесед с родителями показал, что словотворчество, во-первых, является закономерностью развития детской речи, наблюдается у детей, начиная с двух лет и заканчивая пятью с половиной годами и, во-вторых, позволил судить о том, что в младшем возрасте словотворчество носит скорее фонетический характер, а в старшем дошкольном возрасте грамматический и лексический характер. Также мы на собственном опыте убеждаемся в том, что все единицы словотворчества, связанные с усвоением грамматики попадают под классификацию Ушаковой, и появление каждого слова можно объяснить, опираясь именно на ее работу. Ниже предложена сводная таблица исследованных единиц словотворчества, в которой мы подводим итог данного практического исследования.

Единицы словотворчества, связанные с усвоением грамматики

связанные с усвоением

лексики

связанные с усвоением

фонетики

«Слова-осколки»

«Слова с чужим окончанием»

«Синтетические слова»

Пубочка

Лисапед

Лафэло

Рубелька

Взям

Котика

Заходилка

Возьмирай

Гребла

Попус

Басёсь

Копти

Най

Люля

Тубубодик

Нупидуги

Капет

Катита

Чичи

Чань

Аиии

Ади-ади

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Средства активизации деятельности
Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего, повышение активности обучающихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это широкий спектр цифров ...

Семья, имеющая ребенка с речевой патологией
Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности. Так, например, мале ...

Основные правила для организации спортивной тренировки юношей и девушек
- Занимаясь силовыми упражнениями, соблюдайте общие методические принципы построения тренировочного процесса - Общефизическая подготовка – основ успеха в развитии силы. Поэтому. Включайте в тренировку упражнения на развитие выносливости, быстроты, гибкости, координации и точности движений, спортивн ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2392