Педагогика и образование » Словотворчество как закономерность развития речи ребенка в дошкольном возрасте » Практическое подтверждение наличия словотворчества, рассмотрение его механизмов на конкретных примерах

Практическое подтверждение наличия словотворчества, рассмотрение его механизмов на конкретных примерах

Страница 3

В данном практическом параграфе представлена методика под названием «Что это такое?». Суть данной методики состоит в том, что экспериментатор, давая вербальную основу, будет провоцировать испытуемых к акту словотворчества. Похожая методика была встречена нами в работах Ушаковой, она была видоизменена, вербальные основы были разработаны нами.

Целью данной конкретной методики является доказать наличие сходных механизмов словотворчества у разных, не контактирующих между собой детей, опирающихся на некие стереотипы.

В числе задач, которые мы ставим перед собой, присутствуют следующие:

Провести опрос испытуемых, обращая внимание на вербальное и невербальное поведение.

Дать качественный и количественный анализ результатов эксперимента.

Представлено 12 вербальных основ, которые вы можете увидеть в таблице ниже в графе, имеющей соответствующее название. Они подобраны таким образом, что испытуемому дается некий образец, подталкивающий, стимулирующий словотворчество. Мы сделали некоторые предположения о том, каким будет ответ ребенка, опираясь на теоретическую часть данной работы, и ожидаем найти частичное подтверждение в экспериментах. Предполагаемые ответы можно также найти в представленной ниже таблице во второй колонке. Тем не менее, отметим, что мы предложили ответы несколько преувеличенные, и эти ответы будут зависеть также от уровня осведомленности испытуемого (например, если ребенок знает слово «теленок» он, вероятно, не будет изобретать новое слово для третьей вербальной основы).

Вербальная основа

Предполагаемый ответ испытуемого

1

Сахар лежит в сахарнице, а где лежит соль?

сольница

2

В магазине продает продавец, а покупает .

покупец

3

Детки лисы – это лисята, детки коровы - .

коровята

4

Муж козы – козёл, а муж овцы- .

овцол

5

Мышка – это маленькая мышь, а кошка – это маленькая .

кошь

6

Сам летит - самолет, сам сваливает - самосвал, сам катится - самокат, а сам едет .

самоед

7

Помадой мама мажет, подводкой мама подводит, духами мама душится, а что мама делает тушью?

тушит

8

Чем мы гребем в лодке?

греблами

9

Учит – учитель, строит – строитель, а лечит - .

лечитель

10

У зайца – хвостик заячий, у волка хвостик волчий, а у змеи?

змеичий

11

Детеныш лисы – лисенок, детеныш крысы – крысенок, а детеныш червяка?

червячонок

12

Мы ласково называем кошку – кисонька, рыбку – рыбонька, а как ласково назвать муху?

мухонька

Исследование проводилось на базе детей из средней и старшей группы детского сада №415, а так же на детях, не посещающих детский сад (мы провели эксперимент на пяти детях старшей группы, на пяти детях средней группы и на пяти детях не посещающих детский сад). Возраст детей варьировался от 2,5 до 6,5 лет. Более подробная информация об испытуемых, некоторые индивидуальные особенности отражены в протоколе исследования в приложениях к данной работе.

Испытуемым была дана инструкция: «Я буду задавать тебе вопросы или читать предложения, тебе нужно отвечать на вопросы или продолжать мое предложение одним словом. Если ты не знаешь, слово можно придумать». Эта инструкция предназначена для детей более старшего возраста (5-6 лет), для детей более младшего возраста инструкция не давалась вовсе.

Время, данное испытуемому на обдумывание ответа неограниченно. Оно также заносится в протокол, особенно если то или иное задание вызывает у испытуемого либо мгновенную реакцию, либо заставляет его задуматься.

Кроме того, в протокол исследования заносятся замечания, возникающие у экспериментатора во время проведения данной методики – вербальные и невербальные реакции ребенка, настроение, заинтересованность, двигательные реакции и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Показания к проведению логопедического массажа
Противопоказания к проведению логопедического массажа. Показания к проведению логопедического массажа. Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима. Поэтому если вашему ребенку ставят ...

Понятие об активизации деятельности обучающихся
Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфичес ...

Характеристика понятия «адаптация»
Часто поступление в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка и даже заболеваниями. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом. Актуа ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0487